18.07.2006 00:00
    Поделиться

    Авиньонский театральный фестиваль отмечает свое 60-летие

    Нынешний Авиньонский фестиваль - юбилейный и особенный. Впрочем, в последнее время каждый фестиваль в этом древнем городке Прованса, что на юге Франции, особый.

    Созданный 60 лет назад, этот крупнейший фестиваль Франции стал знаком времени - знаком освобождения, демократии, культурной децентрализации. Именно об этом говорил на вчерашней пресс-конференции министр культуры и коммуникации Франции Рено Доннедье де Вабр. 60 лет назад, в 1946 году, основателю Марсельского TNP Жану Вилару пришла идея организовать во дворе Папского дворца в Авиньоне национальный театральный фестиваль. Это было время, когда Франция переживала интеллектуальный и духовный подъем. Фестиваль представлял спектакли и проекты самых разных режиссеров, но самыми главными событиями тех лет становились спектакли самой TNP - корнелевский "Сид" и другие спектакли Вилара с Жераром Филиппом и Марией Казарес. Их портреты до сих пор висят в окнах перед музеем Жана Вилара на центральной площади Авиньона - Площади Часов, перед старинным зданием муниципального театра.

    Миновали десятилетия, фестиваль в Авиньоне из национального стал интернациональным. Но и по сей день он продолжает самым серьезным (и вовсе не безразличным для правительства) образом реагировать на национальные и мировые события. Три года назад, в последний год руководства фестивалем его многолетним директором Бернаром Февром д Арсье, разразился кризис - этот фестиваль, как и его другие, не менее знаменитые фестивали в Провансе, стали объектом борьбы за профессиональные и социальные права театральных деятелей Франции. Они требовали в тот год повышения заработной платы, упавшей в связи с новыми правительственными законами. 2004 и 2005 годы стали для молодой авиньонской команды - Винсана Бодрийе и Гортензии Арчимбольд - годами эксперимента и испытаний. Они предложили художественное руководство фестивалем людям своего поколения. В первый год Авиньоном руководил главный театральный ньюсмейкер Германии Томас Остермайер. Благодаря интенсивности театральных поисков Германии, ее яркому социально-критическому лицу фестиваль имел большой успех, хотя всполохи кризиса уже предчувствовались. Прошлый год окончательно проявил эти кризисные процессы. Фестиваль 2005 года возглавил бельгийский перформер и хореограф Ян Фабр, предложив программу, полную пластических этюдов о деструктивном и апокалипсическом состоянии мира. Даже святая святых - сцена почетного двора Папского дворца, его знаменитый Cour du Nuar - была отдана обнаженным телам и агрессивной теме насилия. Единственным исключением стал спектакль Жан-Луи Трентиньяна. Это была одна из его первых крупных работ после гибели дочери, убитой в августе 2003 года в гостинице Вильнюса во время съемок фильма. Впервые выдающийся актер и режиссер дебютировал на сцене Папского дворца в 1962 году в пьесе "Тройской войны не было" в постановке легендарного режиссера и основателя Авиньонского театрального фестиваля Жана Вилара. Под музыку Эрика Сати и Даньем Милль актер прочел отрывки из наиболее известных произведений Аполлинера - "Поэмы Лу" и "Алкоголь".

    Нынешний фестиваль ярко проявил мультикультурную стратегию французской сцены. Его руководителем стал венгр, выходец из маленького местечка в Воеводине, лидер французского пластического театра Жозеф Надж. Восток стал не просто главным, но и определяющим мотивом нынешнего фестиваля. Фанат японского традиционного театра Надж соединил в собственном спектакле "Асобу" образы японского танца буто и французского поэта и художника Анри Мишо. Наш джазовый музыкант Владимир Тарасов, с которым Надж сотрудничал все последние годы, не захотел участвовать в нынешнем проекте вместе с венгерскими джазменами-любителями. Надж не смог отказать своим друзьям детства, и в результате публика Папского дворца осталась довольна. Ностальгия по прошлому и по утраченной родине - главная тема Наджа, столь роднящая его с кумиром, польским гением 70-х годов Тадеушем Кантором - в "Асобу" ("Играя" в переводе японского) превратилась в ностальгию по таинственному Востоку, точно приснившемуся европейцу.

    В Авиньоне - и в этом его уникальное место в современной театральной культуре - природа творит естественные декорации для театра. Не случайно его самые знаменитые участники - Питер Брук и Анатолий Васильев - играют в естественных ландшафтах под открытым небом. А авиньонское небо в этом году на удивление капризно. Каждый день в пять часов вечера - точно по расписанию - оно готовит грозы и заставляет переносить вечерние представления.

    Анатолий Васильев, единственный русский участник нынешнего официального Авиньона (не забудем, что Авиньон - это еще и сотни спектаклей офф-программы), одно из своих представлений перенес из-за ливней на два часа ночи. В преддверии юбилея собственного театра он показывает здесь два своих лучших спектакля последнего десятилетия - "Песнь XXIII. Погребение Патрокла" и "Моцарт и Сальери", восстановленный специально для 60-го фестиваля в Авиньоне.

    Питер Брук - тоже в карьере под открытым небом - показывает здесь одно из самых своих скромнейших произведений - "Сизви Банци мертв", созданное в Международном центре театральных исследований. Пьеса, написанная в ЮАР в 70-е годы, - комический скетч черного гетто. Почти без декораций, точно в сером школьном дворе, совершенно аутентично два черных африканца представляют свой собственный театр, освещенный именем великого режиссера ХХ века, намеренно лишившего себя всяких признаков режиссерского величия.

    Поделиться