14.07.2006 03:04
    Поделиться

    Алексей Кудрин: Россия увеличивает свое влияние на мировую экономическую ситуацию

    Российская газета | Алексей Леонидович, Россия впервые председательствует в G8 и принимает саммит у себя - в Санкт-Петербурге. Однако по-прежнему формат участия нашей страны в этом клубе неполноценный. Как вы считаете, изменится ли ситуация после проведения саммита?

    Алексей Кудрин | Как бы нам ни хотелось, но даже после окончания председательства в "большой восьмерке" Россия по-прежнему не будет участвовать в обсуждении полного спектра вопросов в формате финансовой "восьмерки". В этом году две встречи финансовой "восьмерки" проходили на высоком уровне, и некоторые министры финансов заявили о том, что Россия может вступить в финансовый клуб. Думаю, шаг за шагом в ближайшее время мы придем к этому. Россия сейчас участвует в обсуждении всех вопросов в рамках предсаммитовских встреч министров финансов, на которых прорабатываются и готовятся проекты решений к саммиту "большой восьмерки". Мы как и прежде в ходе других встреч в формате финансовой "семерки/восьмерки" будем принимать участие в обсуждении практически всех вопросов, кроме таких, как состояние мировой экономики, валютных курсов и проблем глобальных дисбалансов. Такое положение продлится до тех пор, пока наша страна не станет полноправным членом финансовой "восьмерки". Думаю, что целый ряд событий, которые сейчас происходят в России, создадут возможность для этого.

    РГ | Наша страна уже и без того выполнила ряд неформальных условий, как то: урегулирование задолженности Парижскому клубу или помощь беднейшим странам. Это ли не аргумент для партнеров по G8?

    Кудрин | Россия, действительно, превращается в игрока, который увеличивает свое влияние на мировую экономическую ситуацию и валютную политику. Я могу это смело сказать. Инвесторы и агентства очень серьезно воспринимают наши слова и позицию, учитывая возрастающую роль России, объем наших золотовалютных резервов, которые мы размещаем, увеличение доли российской экономики в мировой торговле, в частности, энергоносителей. То есть такая зависимость прослеживается.

    Что же касается помощи, то в этом году Россия спишет 700 миллионов долларов странам HIPC (программа МВФ и Всемирного банка для беднейших стран с высоким уровнем задолженности). Кроме того, мы поддержали списание долга беднейшим странам в рамках международных организаций на общую сумму 37 миллиардов долларов. Подобное списание долгов беднейших стран повлечет за собой снижение капиталов международных организаций, таких как, например, Всемирный банк, на эту сумму. Однако страны, участвующие в этой инициативе, берут на себя обязательство восполнить это снижение капитала.

    С начала года Россия объявила и о дополнительном взносе в целый ряд международных инициатив. Так, принято решение о нашем участии в программе МВФ по оказании помощи беднейшим странам, пострадавшим от внешних шоков, таких как высокие цены на нефть. На эти цели в ближайшие несколько лет Россия выделит 45 миллионов долларов. Принято решение и о присоединении к международной инициативе по борьбе с птичьим гриппом. В ближайшие три года на это будет выделено 31,8 миллиона долларов.

    РГ | Нефтяные цены в последнее время бьют все рекорды. На генеральной репетиции саммита, как называют встречу министров финансов G8, как раз обсуждалось влияние высоких нефтяных цен на мировую экономику. Так что же все-таки понимают под термином "энергетическая безопасность"?

    Кудрин | Надо сказать, что в последний год пришло новое понимание энергетической безопасности. Это связано не только с производством нефти, но и с ее потреблением: прирост потребления стал существенно опережать производство. В связи с этим для стабилизации цен на нефть необходимо знать потребности в потреблении энергии на много лет вперед. А для этого необходимо обеспечить прозрачность не только рынка нефти и запасов, но и хорошую статистику по будущим потребностям рынка, страновые прогнозы и долгосрочные контракты.

    Кроме того, необходимо инвестировать средства в добычу, переработку и транспортировку нефти. Но для существенного увеличения добычи нам нужно знать, каков будет рынок через 10-15-20 лет. Поэтому Россия готова двигаться к прозрачности нефтяных запасов вместе со всеми странами. В первую очередь запасов тех месторождений, на разработку которых еще не выданы лицензии.

    Поделиться