28.06.2006 02:00
    Поделиться

    Медалисты боятся отмены льгот при поступлении

    Медаль должна остаться только школьной наградой

    В этом году вузы России будут штурмовать более миллиона выпускников школ. В одной только Москве золотые и серебряные награды получили 5207 выпускников.

    По словам пресс-секретаря департамента образования Москвы Александра Гаврилова, золотых медалей удостоены 2006 школьников, серебряных - 3201. Лидером по медалистам в этом году стал Центральный административный округ.

    Претенденты на медаль еще несколько месяцев назад "держали кулачки": Министерство образования и науки РФ решало, оставлять медалистам возможность льготного поступления в вузы или нет. Теперь они могут вздохнуть свободно, так как приказом Рособрнадзора льготы в 2006 году сохраняются.

    Однако в Госдуме до сих пор лежит законопроект, отдающий право устанавливать льготы для медалистов в руки учредителей высших учебных заведений. В большинстве случаев учредителем вуза является минобрнауки, то есть может статься, что судьбу медалистов целиком будут решать чиновники. Тем более что известна точка зрения министра образования и науки Андрея Фурсенко: медаль должна остаться лишь средством поощрения школьника за особые успехи в учебе, и не более того.

    Возможно, выпускники-2006 последние, кому придется использовать драгоценную силу "золота", дающую поблажку при поступлении в вуз.

    Увы, "антильготный" законопроект появился вовсе не на пустом месте. Не секрет, что довольно часто во вступительную кампанию медальное "золото" и "серебро" тускнеет. По данным последних лет, из 118 тысяч медалистов в вузы без проблем поступило лишь 45 тысяч, или только каждый третий. Известен случай, когда в вузе одного из южных регионов из 14 золотых медалистов "двойки" за вступительное сочинение получили 12(!) человек.

    Напомним, что в современной России уже были времена, когда медалисты поступали в вузы наравне со всеми. Закон РФ "Об образовании", принятый в 1992 году, не предусматривал льгот для медалистов. Высшие учебные заведения самостоятельно устанавливали правила приема отличников в зависимости от конкурса. И, кстати, число медалистов в то время было стабильным, а иногда их становилось даже меньше. В 1996 году был принят Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", который ввел эти самые льготы. И с этого момента количество медалистов стремительно пошло вверх: с 42 000 в 1996 году до 86 800 в 2003-м. Причем только 38 процентов выпускников "золотой пробы" в состоянии успешно выдержать собеседование или профильные испытания.

    - В столице в последние годы особой тенденции к увеличению числа медалей нет, - говорит член оргкомитета независимой комиссии по проверке работ медалистов Москвы Ольга Логинова. - А практически все московские медалисты, по статистике, успешно поступают в вузы.

    Независимая комиссия по проверке "медальных" работ действует в Москве уже 4 года. Каждую работу внимательно изучают два специалиста. Если не могут прийти к единому решению, то подключается третий - старший эксперт. Он все время находится в комнате, где работает комиссия, следит за тем, чтобы не было неоправданных повышений или понижений оценки.

    Спорят эксперты нечасто, в основном проверяя сочинения медалистов. Для кого-то "золотой" опус на тему совести в "Преступлении и наказании" может показаться шедевром, другой же эксперт в первую очередь обратит внимание не на содержание, а на неверное оформление.

    В этом году на выпускном экзамене по русскому языку и литературе большинство "золотых" и "серебряных" москвичей уже по традиции выбрали сочинение - его писали 84 процента выпускников. Остальные писали изложение.

    В этом году не было ни одной спорной работы по математике, рассказал председатель комиссии по математике Московской независимой экзаменационной комиссии Иван Ященко.

    - Все работы медалистов по окончании экзаменов не проверяются в школе, а направляются сразу к нам, в единый центр, - говорит Иван Валерьевич. - В школы с максимальным числом медалистов мы послали не только независимых наблюдателей от округов, но и членов нашей комиссии. Причем это были люди не школьные, а представители вузов. Только в день экзамена они узнали, в какую школу поедут.

    Такие меры предосторожности не только повышают престиж медали, но и защищают школу. Ведь не секрет, что школам - лидерам по медалям часто не доверяют, подозревая в сфабрикованности наград.

    Из более чем пяти тысяч медалистов, сдававших письменный экзамен по математике в Москве, только 24 человека не получили пятерку. Это, по словам Ященко, очень мало, всего-то полпроцента от общего количества. А вот в первый год деятельности независимой комиссии было большое число снижений, в основном по работам учеников гуманитарных классов. Некоторые школы в то время работали по программе с сокращенной математикой. Но теперь даже в гуманитарных школах математических часов добавили.

    Серьезные опасения вызывает у членов независимой комиссии Единый госэкзамен.

    - С одной стороны единый, так же как и работа нашей комиссии, - независимая оценка знаний, и это здорово, - считает Иван Ященко. - Но, к сожалению, то, что дается на ЕГЭ, в корне противоречит тому, что преподается в школе. В обычном экзамене в отличие от ЕГЭ задач на одну больше, чем нужно на пятерку. Мы даем детям право на ошибку, и это правильно, на мой взгляд. Если бы мы, как на ЕГЭ, проверяли только ответы, то везде и были бы пятерки. Но те полпроцента, что отсеялись, - это результат проверки самого процесса решения. Мы уже давно не придираемся к оформлению, а смотрим только на математику. Главное - не умение найти ответ в тригонометрическом или логарифмическом неравенстве. Уметь аргументированно проводить рассуждения - вот что нужно, вот каков должен быть результат математического образования в школе. Это проверяется в традиционном экзамене и минимально проверяется в заданиях ЕГЭ в части "С".

    опыт

    В главном управлении образования ужесточили условия государственной аттестации для претендентов на медали.

    Изменения произошли не случайно. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа медалистов. И это при том, что общее количество выпускников неуклонно сокращалось. Решили ввести новые правила, по которым будущие медалисты обязаны не в щадящем режиме либо подтвердить знания и право на отличие, либо оказаться в числе обычных учеников. В каждом районе образовали еще один пункт итоговой аттестации, где отличники должны были сдавать обязательный письменный экзамен по русскому языку и литературе. Математику - либо в традиционной форме, либо в рамках ЕГЭ. Работы проверялись в главном управлении образования. Из 1187 претендентов на медаль 52 человека в этом году получили на экзамене тройки, на четверки сдали 243 выпускника. А на круглые пятерки за все пять итоговых обязательных экзаменов отчитались 984 человека. Кстати, в прошлом году всех поразил один случай: без согласования с главным управлением в апреле 2005-го по инициативе Института повышения квалификации и переподготовки учителей в школах прошла муниципальная итоговая аттестация... девятиклассников. Анализ результатов показал неотработанность и непродуманность экзаменовки. К тому же оценки выпускникам были поставлены более высокие, чем обычно.

    Из 1299 медалистов прошлого года 251 отличник не подтвердил вузовским комиссиям высоких знаний, а в 2004 году до введения строгостей 64 процента оплошали.

    Поделиться