26.06.2006 01:06
    Поделиться

    Россияне больше не верят "уткам"

    Как показал опрос, уровень доверия россиян к СМИ упал до критической отметки. Прессу все чаще называют инструментом в руках политической и деловой элиты.

    Предметом исследования стало отношение респондентов к журналистским материалам, компрометирующим тех или иных политиков, бизнесменов, видных общественных деятелей. В последнее время количество компромата на страницах газет, журналов, экранах телевизоров заметно выросло, однако степень доверия к этим материалам, согласно итогам опроса, изменилась в обратной пропорции. 57 процентов опрошенных не доверяют "разоблачающей" информации, которая распространяется через СМИ, и только 7 процентов респондентов до сих пор свято верят в силу и правду печатного слова.

    Интересны суждения россиян о природе компромата, которые наглядно показывают, что современный читатель уже не столь наивен, как это было в начале 90-х годов, когда любая новость о злоупотреблениях чиновников могла вызвать волну народного гнева и существенно повлиять на политический расклад в стране. 73 процента опрошенных сегодня убеждены, что распространение порочащих сведений о государственных деятелях и бизнесменах активно используется в корыстных целях. В ходе опроса респонденты довольно часто оперировали такими специфическими терминами, как "война компроматов", "слив информации", "черный пиар", ранее встречавшимися в основном в лексиконе политтехнологов.

    Еще одним неожиданным результатом опроса стало нарастающее сочувствие россиян к чиновникам, ставшим жертвами компрометирующих публикаций. Так, 47 процентов опрошенных категорически негативно отнеслись к материалам, порочащим репутацию членов правительства, видя в этом заинтересованность определенных бизнес-групп. Уровень общественного внимания к подобным публикациям невысок. Так, свою осведомленность об "информационной войне" против министра связи и коммуникаций Леонида Реймана выказали всего 2 процента опрошенных. Компромат на министра в последнее время появлялся на страницах многих газет, но был, очевидно, связан с противостоянием конкурирующих компаний на рынке сотовой связи. Экономическими причинами респонденты склонны объяснять и жесткую позицию иностранной прессы по отношению к российской власти. 14 процентов опрошенных высказали резкое недовольство в целом "информационной войной, развязанной против руководства России".

    В то же время устойчивой популярностью у читателей и телезрителей продолжают пользоваться политические скандалы с участием бывших лидеров. 33 процента опрошенных вспомнили о "дачном деле" Михаила Касьянова, 23 процента упомянули скандал с расколом "Родины" и провокационным видеороликом Дмитрия Рогозина, 21 процент респондентов обратил внимание на публикации, связанные с именем экс-министра атомной энергетики Евгения Адамова. Здесь, как полагают социологи, превалирует чисто "спортивный" интерес: опрошенные не относятся к этим процессам как к дестабилизирующим факторам и не связывают их с корпоративными войнами.

    И все же при всем обилии компрометирующих материалов в СМИ интерес россиян к этому жанру заметно падает. Без малого четверть респондентов не смогли вспомнить ни одной кампании по распространению компромата в СМИ. Как говорится, слишком далеки они от народа, эти компроматчики.

    Поделиться