20.06.2006 02:30
    Поделиться

    Новая реальность гражданского образования

    Я называю этих людей шутя "сивикс мафией". Настоящая сеть. Десятки стран, сотни сторонников движения за гражданское образование. Уже много лет они собираются раз в году где-нибудь в Палермо, Дубровнике, Мехико или Аммане. В этот раз их встреча состоялась в Варшаве. На Х Всемирный конгресс по гражданскому образованию приехали 250 человек из 67 стран.

    А началось все десять лет назад в Праге, где впервые собрались люди со всего мира, занимающиеся гражданским образованием. Через полгода после той конференции заместитель директора Информационного агентства Соединенных Штатов Пен Кембел заявил, что отныне гражданское образование во всем мире является национальным интересом Америки и они всячески будут ему способствовать.

    Это были времена Клинтона. Он ратовал за внедрение национальных стандартов школьной системы, утверждая, что без них может снова наступить день, когда придется писать новую книгу "Что знает Иван, чего не знает Джонни". Такая книга появилась в США сразу после полета Юрия Гагарина. После ее публикации были выделены огромные деньги на реформу преподавания математики и физики в американских школах.

    Клинтон решил даже приплачивать тем школам, которые введут у себя национальные стандарты. К концу срока его президентства более тридцати штатов уже использовали их по одному или более предметам. Был разработан национальный стандарт и по гражданскому образованию. Он стал вторым проектом Центра гражданского образования из калифорнийского городка Калабасас. Первый сделал его известным не только в Америке.

    Проект назывался "Гражданин". Сегодня более 60 стран используют его в школьной практике. Везде по-разному. В Польше, например, он - часть учебной программы. В Колумбии ребята занимаются проектом факультативно. В Йемене пока лишь несколько учителей отважились попробовать его. У нас в России более пятидесяти регионов используют эту методику.

    Она проста. Ребята вместе выбирают проблему, которая должна касаться их школы, улицы, двора, города. Потом они ее исследуют, привлекая родителей, экспертов, чиновников. Затем предлагают решение и докладывают всей школе о том, что и как они придумали. В большинстве стран проект на этом и заканчивается. Педагоги считают, и так достаточно: поработали в группах, научились вместе исследовать ситуации, привлекать экспертов. В России же проект считается незавершенным, если не удалось добиться его реализации.

    В московской 1863-й школе одна девочка занималась верховой ездой. Как-то тренер ей рассказал, что лошади помогают больным ребятишкам. Катаясь, они начинают лучше держать осанку, им становится легче двигаться. И тогда девочка предложила своим одноклассникам разработать проект "Преодоление". Они побывали в управе, нашли больных ребят, которые согласились заниматься, добыли деньги, составили график занятий, и теперь 27 детей посещают специальную секцию.

    А в селе Поросино Томской области был замечательный кедровый парк. Недавно на его территории построили мебельный цех и уже собирались возводить жилой дом. Ребята подняли на ноги все село, завалили депутатов запросами. Им удалось не только остановить строительство, но и добиться, чтобы власти придали парку статус особо охраняемой зоны.

    А вот что сделали палестинские ребята. Там на всю автономию один госпиталь, в Рамалле, куда едут со всех городов и деревень. Но только тогда, когда в самом деле припечет по-настоящему. Ибо здесь говорят: попадешь туда - умрешь обязательно. Ребята начали с того, что изучили статистику. Четыреста человек умирало ежегодно в госпитале. Школьники сделали снимки в коридорах, палатах, туалетах. Проинтервьюировали больных. А потом с этими материалами пошли к мэру. Тот отказался встречаться с ними. Тогда они сделали брошюру: на одной странице фотография чистенькой домашней кухни, на другой - больничная кухня. Запущенные палаты и домашние спальни. Белоснежные санузлы и немытые туалеты. И отправились с этой брошюрой в министерство здравоохранения. Потом отправили свои исследования в администрацию автономии, парламент. В конце концов при поддержке родителей организовали представление своего проекта в самом госпитале. Только после этого ситуацию в госпитале взяло под свой контроль руководство Палестины.

    По большому счету проект "Гражданин" учит ребят простой истине: этот мир зависит от вас, вы можете его изменить, сделать лучше, порядок в стране начинается с порядка в вашем доме, на вашей улице.

    На Х Всемирном конгрессе по гражданскому образованию говорили не только о том, как развивается проект "Гражданин" и о его национальных особенностях. Обсуждали, как соединить воедино гражданские знания, умения и качества. Со знаниями у нас все нормально. Информация об устройстве государства, разделении властей, правах человека, основных принципах демократии детям хорошо известна. С гражданскими умениями и качествами дела обстоят гораздо хуже. Они развиваются медленно под воздействием всего устройства школьной жизни, семьи и окружающей среды. В нынешнее переходное время их очень трудно формировать. И очень легко разрушить. Двойными стандартами, необъективной информацией. Ребенок чувствует ложь в поведении и словах родителя, учителя, политика. Элеонора Рузвельт как-то заметила: "Дети ведь слушают не то, что им говорят взрослые, они особенно внимательно слушают, когда говорят не им, а между собой".

    Международное исследование PISA тоже подтвердило, что наши дети, хорошо зная математику, естествознание, часто в обычной жизненной ситуации не могут понять суть проблемы и найти информацию для ее решения, не умеют рассуждать, не знают, как обосновывать свое мнение. В школе их этому практически не учат. Но проект "Гражданин" помогает развивать эти качества.

    Гражданское образование учит трем вещам: быть терпимым, уметь договариваться и доверять командному духу. Оно напоминает, как сказала участница конгресса профессор из США Маргарет Брэнсон, "путешествие чрезвычайного значения". Это экспедиция в неизведанные земли. Потому что, воспитывая в молодежи чувство гражданской ответственности, педагоги не могут знать, с какими трудностями придется столкнуться их ученикам в жизни. И в этом они не виноваты. Как не был виноват старый учитель молодого героя "Исповеди сына века" Мюссе: " Ах, Дежанэ, Дежанэ, Вы не то о жизни говорили мне. Или Вы не знали о ней? Как же тогда Вы меня воспитывали? А если знали, то почему не сказали?" Но, как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь, терпимость, доверие и приверженность командному духу помогут справиться с невзгодами.

    ...Главная цель таких конгрессов - поделиться своим опытом, своими находками, продемонстрировать свои технологии и ноу-хау. В Варшаве участники впервые поняли, что, работая каждый над своим проектом, все вместе они создают новую реальность. В ней главную роль будут играть не транснациональные корпорации, не интересы политических кланов и коррумпированных государственных структур, а демократические ценности, права человека, мир и социальная стабильность. Вот почему первая международная встреча школьников - победителей конкурса национальных проектов "Гражданин" летом следующего года, о которой договорились в Варшаве, мне кажется, станет началом еще одного великого путешествия, которых человеческая история знала немало.

    Поделиться