14.06.2006 02:00
    Поделиться

    В Приозерске строят малоэтажный район

    Одним из первых примеров его реализации стало строительство жилого комплекса в Приозерске, который со временем планируется превратить в городской район. Правительство Ленинградской области уже выделило 800 миллионов рублей, которые пойдут на компенсацию первого взноса участникам местной ипотеки и погашение процентной кредитной ставки очередникам.

    По расчетам специалистов областной администрации, стоимость квадратного метра нового комфортабельного жилья не должна превышать 200-300 долларов. При этом срок его службы составит 50-70 лет. Область развивается, восстанавливаются старые предприятия, появляются новые. Работникам добираться до них сложно. И строительство малоэтажных деревянных домов могло бы стать хорошим выходом из ситуации. Тем более что деревянные малоэтажные дома весьма экономичны. Весь набор комплектующих на современном заводе можно изготовить за 5-6 часов и собрать на месте за 3-4 дня. Именно поэтому деревянное домостроение в городах Европы и Америки достигает 50 процентов, а в сельской местности - 80.

    Но это "у них", у нас - проблема на проблеме, сказал корреспонденту "РГ" председатель Ассоциации деревообработчиков и мебельщиков Ленобласти и Петербурга Михаил Пильцер.

    Самое интересное, что мои собеседники припомнили, что подобная программа - о развитии малоэтажного деревянного домостроения - принималась в начале девяностых годов. В ряде регионов России были специально построены заводы по возведению деревянных домов. Но со временем об этих предприятиях подзабыли. Сейчас взоры к ним обратились вновь. Но производства уже сменили профиль. Нет, они, как и было задумано, рубят бревна и пилят брус. Но, чтобы выжить, им пришлось "спекулировать древесиной". Например, кубометр просушенного бруса, из которого можно построить дом, сейчас стоит около 500 долларов. Такие домостроительные заводы обслуживают только состоятельных клиентов, строят элитное жилье. К "доступной" экономике их уже не развернешь.

    Поэтому в экспериментальных регионах рассматривается другая технология строительства - возведение деревянного каркасно-панельного жилья на основе плит OSB из ориентированной древесной стружки, склеенной водостойкими фенолоформальдегидными смолами. Вариант как будто подходящий.

    Сейчас, например, в Ленинградской области строительство малоэтажных жилых домов осуществляют 15 предприятий с объемом выпуска готовой продукции более 1000 жилых домов в год, что соответствует площади в 150 тысяч квадратных метров. Это, конечно, немного. Кроме того, плиты приходится закупать за рубежом. У нас нет ни одного завода, на котором бы производили водостойкие древесно-стружечные плиты, утверждает Михаил Пильцер. А в Америке, например, на 60 заводах производят до 60 миллионов квадратных метров этого строительного материала. Но даже при импортных поставках цена на жилье получается приемлемой - около трехсот долларов за квадратный метр.

    Другая проблема, которую придется решать, - это фундамент и инфраструктура, сопутствующая деревянному домостроению. Ведь надо проложить дорогу, провести воду, дать тепло, электричество, пустить транспорт, открыть магазины и многое другое. Федеральное правительство готово покрыть 11 процентов всех затрат. Остальные деньги регионам предлагают добывать самим. А у субъектов Федерации нет средств даже на строительство дорог.

    Оборудование для строительной индустрии, вероятно, есть смысл включить в список беспошлинного, считают в администрации Ленинградской области. А почему бы не отменить плату за разрешение на подключение предприятия и жилищного фонда к электросетям. Последнее вообще исключительно российское "ноу-хау".

    Если провести дороги по лесным районам Ленинградской области, объем заготовки и вывозки может быть увеличен с 8 до 20 миллионов кубометров в год, считают в агентстве по лесному хозяйству Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Чем не ресурсы для домостроения?

    Впрочем, многие мои оппоненты все равно убеждали меня, что без содействия государства ничего не получится. Что ж, возможно. Но содействие содействию рознь. И на то он и эксперимент, чтобы прояснить истину.

    Поделиться