14.06.2006 02:59
    Поделиться

    Основная задача фискальной политики-2007 - стимулировать нефтедобычу

    Однако конкретные предложения по изменению налогов, прозвучавшие на заседании правительства в минувшую среду в ходе презентации сценарных условий на 2007 и два последующих года (они будут вноситься в Думу с бюджетом одновременно), сводятся к нескольким давно перезревшим и уж совсем не революционным новациям.

    Главная из них отражает попытки как-то рационализировать налоговый режим для нефтяников, который, по мнению большинства аналитиков, практически остановил рост нефтедобычи.

    В 2007 году будут сделаны первые шаги в направлении к дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ожидается введение налоговых каникул по НДПИ для вновь вводимых в эксплуатацию нефтяных месторождений, расположенных полностью или частично в Восточной Сибири, на шельфе, а также применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ для выработанных месторождений.

    Налоговые каникулы должны будут распространяться на 10-летний срок до достижения суммарного объема добычи на месторождении 25 миллионов тонн. Снижение ставки НДПИ предполагается для месторождений, выработанных на 80 процентов и более, причем это уже будет касаться не только Восточной Сибири и континентального шельфа, где таких месторождений пока нет, а всей территории страны. Какими будут понижающие коэффициенты, пока не определено.

    Но, учитывая, что на практике месторождения с такой степенью выработанности запасов, как правило, уже нерентабельны и не эксплуатируются, целесообразно было бы, по мнению экспертов, применять и к ним нулевую ставку НДПИ.

    Уравнительное налогообложение добычи приводит к тому, что работать становится выгодно только на пике добычи. Так, только за период с 1991 по 2002 год в России из-за убыточности по причине преимущественно косвенной системы налогообложения из эксплуатации выведено более 250 тысяч скважин, а в недрах освоенных месторождений брошено более 3 миллиардов тонн потенциально добываемой нефти. Наконец, недифференцированный НДПИ ослабляет воздействие на смежников.

    Очевидная цель налоговых послаблений в нефтяной отрасли - преодолеть обозначившейся в последние полтора года тенденции к замедлению темпов роста добычи нефти и падению ее экспорта. Однако, как предполагает минэкономразвития в своем сценарном прогнозе, эти меры при инерционном развитии не компенсируют падения добычи на действующих месторождениях, и она стабилизируется на нынешнем уровне в 490 миллионов тонн в год. Ведь Западная Сибирь и Восточная - это два разных мира, и если на освоение первой при советской власти 30 лет работала вся страна, а получившим это богатство нефтяным компаниям оставалось только конвертировать "черное золото" в обычное, то во второй - нет ничего. По мнению разработчиков сценарных условий, даже при более мягком налоговом режиме, скорее всего, сдвинутся сроки начала добычи нефти на месторождениях Восточной Сибири и Якутии, ориентированных на реализацию нефти с использованием системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

    Правда, в основном (умеренно-оптимистичном) сценарии минэкономразвития, взятом за основу для составления бюджета-2007, намечаемые налоговые новации все же должны привести к неторопливому росту нефтедобычи (на 2,7 процента в 2007 году и затем не менее 1 процента в год в дальнейшем с выходом на уровень в 509 миллионов тонн в 2009 году). Однако условия, при которых реализуется именно этот, а не предыдущий сценарий, сформулированы столь абстрактно - активизация структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер, содержащихся в среднесрочной программе правительства и системе национальных проектов на 2006-2007 годы (последние, конечно, особенно сильно влияют на объемы нефтедобычи), что верится в это дело "средне".

    Продналог или продразверстка?

    Вторым шагом, который призван внести некоторую стабильность в налоговый режим в нефтедобыче и тем самым создать основу для долговременных инвестиций, станет закрепление в налоговом кодексе на период до 2015 года применяемой сегодня формулы расчета НДПИ в зависимости от мировой цены на нефть.

    До того существовала определенная коллизия в законодательстве, позволявшая достаточно произвольно устанавливать этот налог, через который (вместе с экспортными пошлинами) изымается в доход государства приснопамятная "природная рента". Налоговым кодексом был предусмотрен еще с 2005 года переход к адвалорному исчислению НДПИ по ставке 16,5 процента от цены реализации, но реально добывающие компании платили НДПИ по федеральному закону, устанавливающему специфические, в рублях за тонну, ставки НДПИ. В последнее время ставка коррелируется с изменениями мировой цены на нефть и курса рубля к доллару. В известном смысле разницу между двумя этими подходами в нефтяной отрасли можно сравнить с различиями между "продразверсткой", утверждаемой декретом с мотивировкой "так надо", и "продналогом", хоть как-то учитывающим реальную выручку. Теперь идея законодательного закрепления адвалорного, привязанного к цене налога возвращается.

    Правда, по мнению экспертов, именно привязка НДПИ к мировой цене ведет к росту цен на бензин в стране, так как бьет по нефтедобытчикам, осуществляющим поставки на внутренний рынок, и стимулирует вывоз сырой нефти. В ходе подготовки формулы расчета НДПИ были и иные предложения (в частности - рабочей группы при минпромэнерго), с тем, чтобы учесть распределение поставок на внешний и внутренний рынки, и цену нефти на последнем (как производную от цен нефтепродуктов). Но эти разработки были забракованы правительством из-за позиции минфина, очевидно, усмотревшего здесь лазейки для "оптимизации" налогов, в результате чего и родилась формула, привязанная исключительно к мировой цене. В итоге получили то, что получили - скачок цен на бензин и другие нефтепродукты, которые пришлось сдерживать административным вмешательством и отказом от планов повышения акцизов на нефтепродукты. В дальнейшем, надо понимать, этого сдерживания уже не получится, и цены на бензин будут потихоньку приближаться к европейским.

    Практика "малых дел"

    За пределами нефтяной сферы - шаги по снижению налоговых издержек бизнеса. Они вроде как обозначены, но крайне скромны. Во-первых, должно быть принято решение об освобождении от налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими лицами от инвестиций в дочерние общества. Во-вторых, в целях стимулирования инноваций планируется, в частности, сократить срок отнесения затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе не давшие положительного результата, на расходы, уменьшающие налог на прибыль, с двух лет до одного года. Кроме того, по налогу на прибыль организаций вводится порядок, разрешающий в полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. И, наконец, в 2007-2008 годах продолжится реформирование системы акцизного налогообложения. В общем-то, все это также давно обсуждалось в экспертном сообществе, но сказать, что даст мощный импульс развитию и диверсификации экономики, не повернулся язык даже у тех, кто презентовал на заседании правительства сценарные условия.

    А как же с наиболее "ненавистными" для бизнеса налогами - ЕСН и НДС? Споры вокруг них, похоже, поутихли. Теоретически сохранение стабильных ставок по этим налогам, может быть, и правильно с точки зрения условий для стабильного развития бизнеса. Но с другой стороны, не секрет, что именно ЕСН заставляет предпринимателей применять нелегальные схемы ухода от налогов. При этом по оценкам экспертов, растущий дефицит средств в пенсионной системе все равно неизбежен.

    Так, по оценкам, проведенным "Лукойлом" и рабочей группой по пенсионной реформе РСПП, за ближайшие четыре года, включая нынешний, дефицит бюджета Пенсионного фонда (ПФР) вырастет со 112 до 900 миллиардов рублей, а к 2015-му составит уже 2 триллиона рублей, или 3 процента ВВП, в полтора раза превысив доходы ПФР. Решить проблему можно либо путем повышения соцналога, либо - если мы хотим избежать этого сценария - путем введения дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного медицинского страхования.

    Рабочая группа РСПП предлагает увеличить взносы на страховую и накопительную часть пенсии до 19-20 процентов зарплаты. А нагрузку по выплате пенсий нынешним пенсионерам - переложить на государство. Сейчас работники до 1967 года рождения накапливают по 4 процента зарплаты, а остальные - ничего. Чтобы стимулировать работников копить на старость, предлагается освободить взносы граждан на будущие пенсии от подоходного налога, а взносы работодателей - от соцналога и налога на прибыль и тем самым устранить тройное налогообложение накопления.

    Что касается еще недавно популярной идеи снижения НДС до 13 процентов с компенсацией выпадающих доходов повышением цены отсечения в Стабфонд, то, как говорится, "она утонула". И в этом есть своя логика. В последнее время налогово-бюджетная политика, благодаря быстрому росту расходов, и так уже стала источником перманентных "шоков", ведущих, в конечном счете, к инфляции. (Подчеркнем, что тут имеется в виду не влияние, оказываемое налогово-бюджетной политикой на инфляцию через денежную массу, а краткосрочный импульс, сообщаемый совокупному спросу в результате сальдо бюджетных доходов и расходов.) Потребительские расходы растут также благодаря взрывному росту кредитования. Добавлять к этим обстоятельствам еще и расширение спроса в результате снижения НДС было бы крайне рискованно с точки зрения инфляции. На производство же, учитывая практически полную степень загрузки имеющихся мощностей, это не оказало бы практически никакого стимулирующего воздействия.

    "Раскулачивание" откладывается

    И в заключение еще об одной нереализованной идее нескольких последних правительств - ввести единый местный налог на недвижимость, исчисляемый от ее рыночной цены, взамен существующих ныне земельного и имущественного налогов. Приведение ее в исполнение отложено, по крайней мере, до 2009 года. До этого необходимо завершить разработку и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих основы и процедуры массовой оценки недвижимости в целях налогообложения. А пока это не состоялось, по мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, ввести такой налог можно, но вот собрать не получится.

    И это хорошая новость, хотя мне лично неясно, зачем нашей и так ломящейся от избытка не находящих применения денег казне вообще нужен этот налог, представляющий собой, по сути, штраф с людей, хоть как-то "обустраивающих Россию"? Чтобы стимулировать обустройство Британских островов? Поскольку проект отложен, но не отклонен, остается признать, что идея так или иначе "репрессировать" состоятельных граждан настолько прочно впечатана в национальный менталитет, что 15 лет рыночных реформ ничего с ней поделать так и не смогли.

    В целом же предлагаемый косметический ремонт налоговой системы не снимает с повестки дня назревший вопрос о ее коренных изменениях. Остается только надеяться, что реформы в налоговой сфере будут продолжаться, поскольку пока она далека от идеала и небольшие поправки нас не спасут.

    Иллюстрации

    Основные показатели доходов федерального бюджета и динамика добычи полезных ископаемых

    Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и эспорт сырой нфети из России

    Поделиться