07.06.2006 23:00
    Поделиться

    Безопасная "химия" - чего это стоит

    В соответствии с Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и распоряжением правительства в ОАО создается локальная система оповещения. Сроки обозначены кабинетом министров России, и, по словам генерального директора "Трансаммиака" Андрея Иванова, до 2010 года система будет запущена в работу. Сейчас на предприятии ведутся проектные работы, приобретается оборудование. Предстоит решить сложную задачу: оборудовать сиренами и речевыми системами предупреждения об опасности 1396 километров трубопровода.

    Компания "Трансаммиак" - предприятие, основной деятельностью которого является транспортировка жидкого аммиака по трубопроводу на экспорт. 650 работников компании обслуживают работу аммиакопровода. Это уникальное сооружение, единственное в России. Аналогичные трубопроводы есть только в США, Мексике, Канаде и Франции. Решение о строительстве магистрального аммиакопровода Тольятти - Одесса было принято Совмином в 1975 году. По словам Дмитрия Кобеца, который в качестве директора трубопровода руководил строительством, в 1979 году была запущена часть трубы до перехода через Днепр, а через два года аммиакопровод вступил в действие полностью.

    Строительство трубопровода позволило значительно сократить издержки и сделать транспортировку аммиака более безопасной. Напомним, что аммиак используется в качестве удобрений, как сырье для производства карбамида, мочевины, аммиачной селитры. Кстати, нашатырный спирт - это тоже аммиак, только сильно разведенный водой.

    После раздела СССР аммиакопровод был разделен на две части: российскую (ОАО "Трансаммиак") и украинскую ("Укрхимтрансаммиак"). Российская часть трубопровода проходит по пяти областям России (Самарской, Саратовской, Воронежской, Тамбовской, Белгородской). Пропускная способность "Трансаммиака" составляет 2,52 миллиона тонн в год. Объем реально прокачиваемого аммиака меньше: 1 миллион 300 тысяч - 1 миллион 400 тысяч тонн в год. По словам руководства компании, неполная загрузка аммиакопровода связана с установлением Украиной экспортных квот.

    Аммиакопровод - высокоавтоматизированное предприятие. Управление всеми производственными процессами ведется из единого центра, расположенного в Тольятти. С этого пульта контролируются все насосные станции. Датчики позволяют следить за основными показателями работы, давлением. Предприятие располагает собственной системой связи, которая позволяет оперативно связаться с обходчиками вдоль всей протяженности трубопровода, линиями электропередач, электрическими подстанциями.

    На российской части аммиакопровода расположено 8 насосных станций и 15 раздаточных станций, еще 6 насосных станций находятся на территории Украины. "У нас на трассе 15 раздаточных станций, которые могут выдавать аммиак сельхозпроизводителям", рассказал главный инженер "Трансаммиака" Виктор Бурдачев. Но сейчас село берет аммиак очень плохо, нет денег. Без дотаций со стороны государства сельхозпроизводители не могут позволить себе приобретение удобрений в достаточном количестве, отметил Виктор Бурдачев.

    На сегодня потребности села в аммиаке составляют не более 5-6 тысяч тонн в год. Для сравнения, максимальный уровень внесения аммиака в почву был зафиксирован в 1987 году и составил 230 тысяч тонн. В это время в областных сельхозхимиях было по 70-80 агрегатов для внесения аммиака в почву. А ведь в Голландии и сегодня уровень внесения аммиака в почву доходит до 300-400 килограмм на гектар, тогда как у нас - максимум 140, а так - 50-70.

    При строительстве аммиакопровода было уделено большое внимание вопросам безопасности, отмечает Виктор Бурдачев. Был применен ряд новых технических решений. Трубопровод проходит под землей, на глубине более полутора метров. Это глубже, чем, допустим, глубина залегания нефтепроводов, которые иногда зарывают в землю всего на 80 сантиметров. Под железными и автомобильными дорогами трубопровод "одет" в стальные кожухи. Если аммиакопровод пересекается с нефте- или газопроводом, то между ними устанавливается железобетонная плита. Переходы через реки проложены под водой, а то и под грунтом на дне, и выполнены трубопроводом с утолщенными стенками. Пересечения больших рек выполнены по принципу "труба в трубе". Межтрубное пространство заполнено азотом, контроль за давлением которого ведется автоматически и с помощью средств автоматики, телемеханики и вычислительной техники. Информация о возможной утечке выводится на центральный пульт управления в Тольятти. Кожух трубопровода рассчитан на рабочее давление, и даже в случае утечки аммиака из основной трубы попадания его в окружающую среду не произойдет.

    Для защиты аммиакопровода от почвенной коррозии трубопровод на всем протяжении имеет изоляционное покрытие и химзащиту. Через каждые пять-шесть километров установлены автоматические шаровые краны, которые позволяют оперативно "отсечь" любой участок в случае аварийной ситуации. Перекрыть участок можно как из центра управления в Тольятти, так и на месте. Работу шаровых кранов постоянно контролирует автоматика. В местах расположения кранов установлены обнаружители низкого давления аммиака в трубопроводе. В случае понижения давления, например, при разрыве трубы, срабатывают обнаружители низкого давления и автоматически закрываются ближайшие краны.

    Для нужд безопасности служит система связи. Она включает технологическую, селективную, служебную, автоматическую телефонную, теле- и радиосвязь, и обеспечивает устойчивую передачу телеинформации и оперативную связь персонала, задействованного в эксплуатации и ремонте трубопровода.

    Два независимых объекта питания отвечают за обеспечение электричеством на всех объектах аммиакопровода. Более того, на главных постах секционирования, насосах установлены аккумуляторы, рассчитанные как минимум на 4 часа работы.

    При строительстве трубопровода была установлена буферная зона: на расстоянии километра от места его залегания нет населенных пунктов. Кстати, по этой причине вряд ли в наше время будет построен еще один такой объект. В СССР расселить население, проживающее вдоль будущего трубопровода, удавалось с большим трудом. А в наше время это кажется вообще невероятным.

    За каждым участком аммиакопровода (примерно 30 километров) закреплены обходчики, которые патрулируют территорию, проверяют техническое состояние своего участка. Им выделяется транспорт: трактора и снегоходы.

    Ежегодно с населением близлежащих населенных пунктов проводится информационная работа по правилам поведения в зоне аммиакопровода и действиям в случае обнаружения запаха аммиака. Владельцам, имеющим землеройную технику, вручаются предупреждения об обязательном согласовании производства земляных работ.

    И сегодня руководство компании уделяет большое внимание вопросам безопасности. Серьезные опасения, в частности, вызывает кража высоковольтных проводов. Алюминиевые провода - желанная добыча для сдатчиков цветных металлов. Конечно, на системах аммиакопровода предусмотрено и аварийное, и автономное питание, предпринимаются меры для дополнительной охраны трасc и электроцепей, поэтому драматизировать ситуацию не стоит.

    В "Трансаммиаке" достаточно средств, которые позволяют обеспечить безопасность работы и населения. Однако эти хищения наносят серьезный ущерб предприятию. К сожалению, решить эту проблему в рамках деятельности компании не удается. Единственное, что могут сделать на предприятии, это заменить срезанные алюминиевые провода на стальные, не представляющие интереса для похитителей. В целом же справиться с этой проблемой можно только приняв решение на уровне федеральном, например закрыть пункты приема цветных металлов.

    Постоянно проводится инструментальная диагностика стенок трубопровода. Недавно были взяты образцы для исследования кристаллической структуры металла, которые показали пригодность трубопровода для дальнейшей эксплуатации. Внимательное отношение к вопросам безопасности привело к тому, что за 25 лет работы трубопровода аварий не было, отмечает главный инженер компании.

    Поделиться