06.06.2006 01:00
    Поделиться

    Телевизионный сезон вышел на финишную прямую

    У кого что болит...

    Заскучавшие было политаналитики получили в свое распоряжение информационную бомбу от президента - скупое сообщение об отставке Генерального прокурора. Они сразу забыли про "Код да Винчи" и кинулись разгадывать "код" Владимира Устинова, понимая, что это дело их профессиональной чести и гражданской ответственности.

    Наблюдать за реакцией телеоракулов - отдельное удовольствие. Их комментарии отчасти напоминали манипуляции басенной Мартышки с очками. Наиболее предсказуемым оказался опытный кремленолог Алексей Пушков. Он ведь в своих "Постскриптумах" так последовательно противопоставлял министров-капиталистов министрам-патриотам, так страстно "болел" за последних и так искренне ненавидел первых, что его интерпретация отставки свелась к одному - выражению боли в связи с возможным усилением позиции либералов во властных коридорах и кабинетах. Слегка утешился, правда, он слухами о возможной отставке Грефа, которую, кстати, давно пророчит.

    "Реалист" Глеб Павловский в очередном выпуске своей авторской программы торжественно обосновал увольнение грозы олигархов. Он сразу нашел кучу огрехов в деятельности бывшей "грозы" - некачественно проведенные расследования, отчего многие дела зависли, а иные развалились непосредственно в суде, сомнительное высказывание прокурора о том, что главный в России полицейский, а не какой-нибудь ученый или философ, и т.д.

    Легко было предположить, что Владимир Познер обойдет тему - так оно и вышло. А вот Сергей Брилев не обойдет, но будет по возможности тактичным, то есть осторожным. Так оно и случилось. Владимир Соловьев в силу характера не упустит случая обострить коллизию - пригласит на "Воскресный вечер" с собой какого-нибудь радикально настроенного мыслителя. Я подумал, что это будет либо Проханов, либо Веллер, но не угадал. Им оказался Александр Хинштейн.

    Увольнение Устинова явилось своего рода тестом для главных телеаналитиков. Оно позволило выявить уровень отклонения профессионала от профессии. Пушков слишком болельщик, чтобы ему можно было поверить как объективному аналитику. Павловский столь склонен к конспирологии, что его версии можно ставить на одну доску с беллетристикой Проханова. У Соловьева другая страсть - менторская. Он законченный политический моралист. Брилев - высокого класса журналист, но он человек служивый, и это многое объясняет. Так или иначе, но понятно же, что с реальной (если угодно, реалистической) аналитикой у нас беда. Ее практически нет в эфире, если не считать отдельных выпусков "Времен" Владимира Познера. А по мере приближения предвыборных кампаний, когда телезритель будет особенно заинтересован в объективных оценках, острота ее дефицита станет вопиющей.

    Если "Код Устинова" - экзамен для телепророков в своем отечестве, то ясно, что они его не выдержали. Когда и какой будет переэкзаменовка, трудно сказать. А пока в рамке телеэкрана все хорошо, прекрасная маркиза. Пока экзамены сдают выпускники двух самых лучезарных проектов - "Фабрики звезд" и "Народного артиста".

    Количество и качество

    Оба увеселительных мероприятия напрашиваются на сравнение. Да они с этим и запущены каналами-конкурентами. Конечно, "Фабрика звезд" - шоу пожирнее, позатратнее и в силу этого более рейтинговое. Проблема, однако, в том, что количественные характеристики не всегда трансформируются в качественные достижения.

    Пару лет назад бессменная ведущая "Фабрики" Яна Чурикова, получив по ошибке статуэтку "ТЭФИ" в номинации "Лучшая музыкальная программа", высказалась в том духе, что, если ее передача и заслужила столь высокую награду, то по другому разряду - как "Лучшая человеческая программа". На мой-то вкус по этой части она ее заслуживала и заслуживает еще меньше, чем по вокально-плясовым достоинствам. Слишком много синтетики, силиконовых наполнителей и смешной фанаберии в том, что мы видим по субботам на "Первом". Поют фабриканты и фабрикантки под фанеру, двигаются сами, но неубедительно. Телеведущая дежурно пафосна, как массовик-затейница в советских санаториях. Каждое шоу - отполированная до блеска пустота. Но его инициаторы, кажется, всерьез тешат себя надеждой, что они призваны исполнить важную миссию на планете Земля - поднять уровень отечественной попсы.

    Когда создатели такого действа столь натужно амбициозны, то рано или поздно случается обидный прокол. Пару недель назад дирекция "Фабрики" присудила Прохору Шаляпину (наследнику Федора Шаляпина по прямой, как было объявлено на шоу) краткосрочную командировку в Италию для трогательной встречи с проживающей там родственницей великого русского певца. И великая Яна Чурикова собралась было с ним полететь "по своим кинематографическим делам", как она выразилась. Можно представить, какой бы сюжет из этого блиц-визита выжали бы инициаторы проекта!

    Однако не срослось. Итальянская родственница наотрез отказалась участвовать в этом спектакле, видимо, опасаясь встречи с очередным сыном лейтенанта Шмидта. А надо сказать, на него молодой человек смахивает больше, чем на своего знаменитого однофамильца. Но знатная фамилия стала "фишкой" шестой "Фабрики". Юношу, судя по всему, будут тянуть в победители. Его уже тянут. Он один раз вылетел по итогам еженедельного голосования. И только благодаря волевому пожеланию музыкального продюсера Виктора Дробыша остался в нем.

    На фоне "силиконовой долины", каковой представляется "Фабрика звезд", "Народный артист" действительно воспринимается как человеческая передача. Там, во-первых, молодые люди поют, что называется, "вживую". Там можно судить об их реальных способностях, о реальной индивидуальности каждого из конкурсантов. И, самое приятное, в "Народном артисте" нет той дикой необузданной пафосности, что так раздражает в "Фабрике". А есть, напротив, мягкая, щадящая ирония по отношению к звездным претензиям абитуриентов. Отдельное спасибо за это надо сказать "экспертному жюри" в составе Геннадия Хазанова, Максима Дунаевского, Алены Свиридовой и Евгения Фридлянда. Они, как могли, сбивали столь естественную для попавших на ТиВи эйфорию всеобщего внимания, интереса. Но делали это тактично. От этого выигрывали конкурсанты.

    Охотникам до подлинных страстей, до натуральных эмоций было что посмотреть на минувшей неделе помимо "Народного артиста" - это "Ролан Гаррос". Какие там драмы разыгрывались! Будет что посмотреть на этой неделе - это опять "Ролан Гаррос"! Наконец, это чемпионат мира по футболу - самое достоверное реалити-шоу в мире. Ну, и не забудем еще об одной сугубо российской интриге - о предстоящем назначении нового Генерального прокурора. Оно обязательно состоится. Хотя бы для того, чтобы телеаналитикам было о чем поговорить в ближайший уикенд.

    Поделиться