04.06.2006 23:20
    Поделиться

    Израильский филармонический открыл фестиваль фестиваль симфонических оркестров мира

    Организаторы фестиваля не делали секрета из того, что заполучить ИФО, да еще вместе со знаменитым маэстро, было непросто. По словам Зубина Меты, он прибыл в Москву всего на один день - в свой выходной, положенный ему как руководителю Баварской оперы. Учитывая краткосрочность российского визита и отсутствие времени для полноценных репетиций, заявлять эксклюзивную программу дирижер не стал, а решил повторить недавно игранное в Загребе и Израиле. Так, москвичам были уготованы увертюра "Леонора N 3" Бетховена, симфоническая поэма "Веселые проказы Тиля Уленшпигеля" Рихарда Штрауса и "Фантастическая симфония" Берлиоза.

    Взволнованные причастностью к широко разрекламированному событию и охочие до громких имен слушатели, до отказа заполнившие Колонный зал, предвкушали чудо. Явить его должны были один из самых энергичных дирижеров современности, колоритный индус-космополит, успешно заправляющий фестивалем в Италии, театром в Германии и оркестром в Израиле, Зубин Мета и его великолепный оркестр. Увы, музыканты ИФО значимостью момента не прониклись. Для них приезд в Россию стал нарушением заранее спланированного расписания, добавившим тяготы дополнительного перелета и лишнюю работу в условиях организационной неразберихи. (Как стало известно "РГ", вопрос о транспортировке оркестра из гостиницы в концертный зал маэстро Мете пришлось решать лично, вследствие чего время единственной репетиции сократилось почти вдвое.)

    Результат публика получила соответствующий. Добросовестно сыграв написанные ноты, ИФО в очередной раз подтвердил репутацию коллектива, собирающего под свои знамена лучших солистов всего мира. Но как же равнодушны и отстранены от исполняемого были маститые профи!

    Совершенная по форме, строгая классицистская "Леонора" Бетховена, "рондо в старомодной шаловливой манере" (такой подзаголовок Штраус дал своему "Тилю") и опиумные сны-мечтания романтического художника в "Фантастической" Берлиоза прозвучали в одном ключе - эмоционально вяло, вязко и однообразно, будто части одного нескончаемо длинного и до зевоты не интересного сочинения. Даже эффектные кульминационные эпизоды оставляли осадок: ни финальное ликование в "Леоноре", ни шумные проделки раздухарившегося Тиля, ни разгул нечисти в "Фантастической" не заставили оркестр стряхнуть апатию и заиграть в полную силу.

    За 70 лет завоевав авторитет и титул оркестра мирового уровня, Израильский филармонический, конечно, не опустился до откровенной халтуры. Московское выступление "оркестра еврейского народа" (так называют ИФО на родине) носило характер протокольного, то есть обязательного, но в то же время проходного и малоинтересного, прежде всего для самих музыкантов, мероприятия.

    Поделиться