30.05.2006 02:40
    Поделиться

    Евгений Семеняко против расширенного толкования конфискации

    40 способов все отнять

    Российская газета: Юридическая общественность опять обсуждает проблемы, казалось бы, уже решенные: нужны ли суд присяжных, смертная казнь, конфискация имущества. Возродить последнюю предложил, в частности, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. А какова позиция адвокатского сообщества?

    Евгений Семеняко: Думаю, что большинство моих коллег не одобрит восстановление конфискации, если речь пойдет о широком применении этой меры уголовного наказания, как уже было в прежние времена. Депутаты Госдумы, обсуждая законопроект о противодействии терроризму, коррупции, организованной преступности и легализации преступных доходов, предложили применять конфискацию более чем по 40 статьям Уголовного кодекса. На наш взгляд, такая позиция будет противоречить Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, в связи с ратификацией которой и вносятся поправки в наш УК. Там речь идет лишь о применении конфискации только за особо опасные преступные деяния.

    РГ: Предложение Валерия Зорькина касается именно тех составов преступлений, которые отражены в международной конвенции. Если депутаты пойдут дальше, вы видите в этом угрозу правовой реформе?

    Семеняко: На мой взгляд, это будет очевидным отходом от тех преобразований в области уголовного законодательства, которые стали возможны в ходе реформирования правовых институтов в нашей стране. К сожалению, такие опасения не беспочвенны. Есть люди, которые стремятся навязать обществу мнение, что только дубина уголовных репрессий может обеспечить успех в борьбе с преступностью. Но ведь уже был советский опыт. Беспрецедентно широкое применение конфискации в те времена дало обратный эффект: преступность росла, а уровень правосознания и уважения к закону снижались.

    РГ: У адвокатов есть возможность высказать свои опасения?

    Семеняко: Безусловно, Федеральная палата адвокатов не стоит в стороне от обсуждения острых проблем, мы стремимся довести позицию адвокатского сообщества и до общественности, и до власти. Например, совет палаты направил специальное обращение в федеральные органы законодательной и исполнительной власти по поводу так называемого "черного рейдерства".

    РГ: Обращение получило известность, там подвергнут критическому анализу Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Семеняко: Наши эксперты пришли к выводу, что в этом законе немало дефектов, которые облегчают недобросовестным лицам под видом юридически оправданных действий фактически добиваться преступных целей - лишать законных собственников их имущества и обращать его в свою пользу. Одновременно мы сформулировали и конкретные предложения, как улучшить законодательство в этой сфере. Надеемся, что они будут учтены, а в целом диалог адвокатуры с обществом и властью станет еще более заинтересованным и продуктивным.

    РГ: Есть события, которые осложняют этот диалог?

    Семеняко: С принятием нынешнего закона об адвокатуре впервые появились реальные возможности строить наши отношения на новом уровне, когда власть признает и гарантирует независимость адвокатуры как института гражданского общества, а адвокатура, со своей стороны, выполняет возложенные на нее обществом и государством функции по защите прав и свобод наших сограждан. К сожалению, в последнее время мы все чаще слышим призывы к ограничению независимости адвокатуры. Более того, само занятие адвокатской профессией пытаются сделать чуть ли не порочащим фактом. Например, если у судьи ближайшие родственники - адвокаты, то возможность ему работать судьей под большим вопросом. А уж чтобы адвокат занял судебную должность - не пускают на пушечный выстрел. Мы все же надеемся, что подобные идеи никогда не будут реализованы. Это нанесло бы непоправимый урон авторитету и достоинству нашей страны в глазах цивилизованного мира.

    Тарифы на моральный вред

    РГ: В мире о нас судят прежде всего по правовой защищенности граждан. Чтобы ее усилить, в 10 регионах открыты государственные юридические бюро для помощи малоимущим. У адвокатов это вызывало определенные опасения. Что показал первый опыт, как оправдывает себя нововведение?

    Семеняко: По информации, которая поступает в Федеральную палату из этих регионов, юридическая помощь населению более доступной пока не стала. Дело в том, что сама возможность ее получения обставлена такими бюрократическими препонами, что преодолеть их обычному жителю зачастую просто не под силу. С другой стороны, юрбюро не располагают достаточной базой и кадрами, чтобы наладить массовую и действенную помощь. Статистика убеждает, что малоимущие граждане, ради которых, собственно, и создавались эти бюро, по-прежнему обращаются в традиционные адвокатские консультации, которые существуют десятки лет, известны населению, в них трудятся опытные юристы-адвокаты.

    РГ: Какой выход из ситуации могли бы предложить адвокаты?

    Семеняко: На мой взгляд, он в правильном разделении обязанностей и ответственности государства и адвокатуры. Только адвокаты могут и должны оказывать юридическую помощь, в том числе и бесплатную для малоимущих граждан. А контроль за этой работой адвокатских палат, расходованием средств, выделяемых государством, должны осуществлять уполномоченные государством органы, в данном случае - Госрегистрация. Кстати, действующий закон об адвокатуре регламентирует оказание бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, но он в этой части почему-то не исполняется ввиду отсутствия государственного финансирования.

    РГ: Чаще всего граждане, не только малоимущие, страдают от произвола - милицейского, чиновничьего, судебного. В малом бизнесе, например, бесконечные проверки и поборы ставят под вопрос смысл самой работы. А на днях группа известных артистов выступила с заявлением, что их подчас унижают и оскорбляют, но суды назначают смехотворную компенсацию. Есть смысл законодательно установить размер штрафов, в том числе и за причинение морального вреда?

    Семеняко: Адвокаты очень часто сталкиваются с подобными фактами, защищая интересы своих доверителей. Я абсолютно согласен, что ситуация крайне острая. Прежде всего потому, что она не до конца урегулирована в правовом отношении. И артист, и мелкий предприниматель, да и обычный гражданин могут обратиться в суд. Но вряд ли кто назовет яркие примеры, когда бы суд компенсировал потери, понесенные тем же предпринимателем от незаконной деятельности правоохранителей, либо принес достойное удовлетворение работнику культуры. И в этом направлении нам всем предстоит огромная работа.

    РГ: В честь принятия закона об адвокатуре II Всероссийский съезд адвокатов учредил День российской адвокатуры. Как отметит адвокатское сообщество свой профессиональный праздник?

    Семеняко: Наш праздник мы отмечаем достойно. Ему предшествовало немало значимых для адвокатского сообщества событий. Не обошлось и без "нежданных" подарков. Буквально на днях группа депутатов Госдумы внесла проект с поправками в Закон об адвокатуре. Многие положения этого законопроекта представляются нам вполне приемлемыми. Однако есть и такие, которые вызывают категорические возражения. Например, в проекте оказались поправки, которые напрямую входят в противоречие с концепцией действующего закона, что недопустимо. Авторы поправок отказывают адвокатам в некоторых правах, которыми они пользуются как граждане нашей страны в силу Конституции. Просматривается, к сожалению, идея "встроить" адвокатов в пресловутую властную вертикаль. Только зачем? Ради каких высоких целей? Уверен, однако, что мы сможем отстоять независимость адвокатуры в интересах защиты и справедливости.

    И все-таки праздник есть праздник. Он необходим для того, чтобы остановиться, осмыслить пройденный путь, наметить планы на будущее. 31 мая в каждой адвокатской палате во всех регионах пройдут торжественные мероприятия. В Колонном зале Дома Союзов состоится торжественное вручение высших наград адвокатского сообщества большой группе адвокатов. Не сомневаюсь, что вместе с адвокатами наш профессиональный праздник отметят представители других юридических профессий, все, кто с уважением относится к российским адвокатам.

    РГ: Пользуясь случаем, что вы, Евгений Васильевич, хотели бы пожелать своим коллегам?

    Семеняко: Прежде всего, горячо поздравить всех с праздником и пожелать здоровья, благополучия, профессиональных побед и радости от своей работы.

    Поделиться