24.05.2006 02:35
    Поделиться

    Эксперты обсудили, как сделать школу безопасной

    В нем принял участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, чьи слова о том, что лучше доучиваться, чем переучиваться, активно цитировались в кулуарах.

    Вместе с "главным учителем" страны педагоги, физиологи и психологи искали способы сделать современную школу комфортной и неопасной для здоровья ребенка. Кстати, мегапроект "Школа без стресса", курирует супруга президента России Людмила Путина. Открывая дискуссию, она выразила надежду, что реформаторы от образования наконец обратят внимание на проблемы "будущих потребителей их реформ". "Как сделать, чтобы дети учились с удовольствием, сохранили здоровье, не стали законченными пессимистами?" - обратилась она с вопросом к участникам "круглого стола".

    В современной школе ребенок уже к концу первого класса утрачивает свойственный этому возрасту оптимизм, а виноваты здесь не только слишком озабоченные продвижением новых методик педагоги, но и родители, которые хотят всего и сразу. Кстати, неосведомленность, если не сказать безграмотность - бич и тех и других. Директор Института возраcтной физиологии РАО Марьяна Безруких озвучила несколько мифов, которые бытуют среди педагогов и ученых. К примеру, почему-то принято считать, что леворукие и праворукие дети имеют столь серьезные психологические и умственные особенности, что целесообразно определять их в разные классы. Между тем многолетние исследования специалистов говорят о том, что подобный подход только тормозит их развитие.

    То же касается и второго мифа - о том, что девочки в массе своей "левополушарные", то есть менее способны к математике, зато исполнительны. Мальчики же неаккуратны, но мыслят творчески. Психологи пришли к выводу, что творцов и исполнителей полно как среди прекрасной, так и сильной половин человечества. Причины таких заблуждений, утверждает Марьяна Безруких, поверхностные знания по физиологии мозга ребенка, которые получают будущие педагоги в вузах. Так, прочитав пару популярных книжек, к примеру о нейролингвистическом программировании, учителя смело применяют эти методики в обучении.

    - Еще привлекательнее выглядит теория критических периодов обучения, так называемых "окон", - продолжает Безруких. - Это когда мозг якобы лучше всего воспринимает новую информацию. Есть ученые, которые считают, что ребенок наиболее "открыт" с 2 до 4 лет. За это время надо успеть впихнуть в голову маленькому бедолаге как можно больше. Но "коллеги" не учитывают главного: интеллектуальная деятельность, которая предлагается дошкольнику, не соответствует развитию его мозга.

    Кстати, именно такую ошибку делают организаторы популярных сейчас тестирований. Особенно при наборе в 1-й класс.

    - Нередко в 6-7 лет, - замечает заведующая отделом общего языкознания и лаборатории когнитивных исследований Санкт-Петербургского госуниверситета Татьяна Черниговская, - ребенку предлагают логические задачи. Я бы за такие вещи лишала диплома. Пройти такой экзамен может только "натасканный" ребенок.

    Повальное увлечение ускоренным выращиванием вундеркиндов, как считает директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев, в будущем этому самому "вундеркинду" ох как аукнется. Вдумайтесь только в слова некоторых "новаторов": "Читать раньше, чем ходить". Поистине цена, которую платят дети за амбиции взрослых, несоизмерима с временными успехами.

    Поделиться