23.05.2006 02:34
    Поделиться

    Суд ЕС решил, что компании не несут ответ за недобросовестность контрагентов

    Английский суд отказал в возмещении НДС. По мнению судей, если хотя бы один из контрагентов оказался недобросовестным, вся цепочка поставок "рассыпается" и отказ в возврате налога правомерен. Судьи Европейского суда решили, что каждая операция должна рассматриваться по существу и предшествующие и последующие события не смогут влиять на характер сделки.

    Есть два случая, когда можно отказать в возврате налога: если доказано, что она участвовала в мошенничестве, либо если налогоплательщик не проявил должной осмотрительности. То есть мог получить информацию о недобросовестности без специальных усилий.

    Это уточнение серьезно ограничивает возможности для толкований решения.

    Махинации с НДС, направленные на необоснованное возмещение налога из бюджета, популярны как в России, так и в Европе. Так, мошенничество с НДС приобрело большой размах в Великобритании. По данным управления налоговых сборов и таможен Великобритании, в 2004 году британская казна недосчиталась почти двух миллионов фунтов стерлингов из-за мошенничества с НДС. Страны ЕС теряют из-за этого ежегодно 80-100 миллиардов евро.

    Напомним, что экспортеры имеют право на возмещение НДС в полном объеме с целью избежать двойного налогообложения. Именно поэтому махинации с налогом получили такое широкое распространение. От российских налогоплательщиков ФНС требует проверять добросовестность не только непосредственных поставщиков, но и расследовать налоговое поведение всех участников цепочки поставок. Более того, рекомендовано автоматически отказывать компаниям в возмещении налога, если хотя бы один из поставщиков не рассчитался с бюджетом. Так что европейским налогоплательщикам россиянам остается только завидовать.

    Оксана Белевич, партнер консалтинговой компании "Русский инвестиционный клуб", считает, что ситуация, которая сложилась сегодня в России, - это копирование первоначального опыта работы с НДС в странах Европы. Безусловно, они приносят очень большие потери бюджетам, но вопрос состоит несколько в другом. Вопрос взимания НДС, - это в первую очередь вопрос администрирования этого налога. И в этой ситуации налоговые органы стран ЕС не перекладывают такой большой ответственности на плечи налогоплательщиков, как российские. По мнению О. Белевич, основная проблема российских плательщиков НДС как раз связана с тем, что налоговые органы перекладывают слишком большую ответственность на налогоплательщиков. Речь идет не только о проверке хорошего или плохого статуса контрагентов, но и о вопросах администрирования.

    В этом решении суда Европейского союза основной акцент сделан на применимости принципа злоупотребления правом по отношению к НДС. В российской практике злоупотребление правом - это тоже часто обсуждаемый вопрос. Он дискутируется в связи с понятием добросовестности и недобросовестности налогоплательщика как одного из критериев квалификаций действий налогоплательщика, как уклонение от налогообложения.

    В данном решении приведены некоторые критерии злоупотребления правом, и это не совсем то, что под этим принято понимать у нас. Речь идет об одном наиболее важном критерии. Это некая деловая цель или экономический интерес, то есть для установления факта злоупотребления правом необходимо доказать, что целью действий налогоплательщика было только получение налоговых выгод.

    В Европе стать плательщиком НДС не так просто. Существуют определенные критерии, которым налогоплательщик должен удовлетворять. И в принципе нужно доказать, что у тебя есть основания получить статус плательщика НДС. Эта ситуация в корне отличается от той, что сложилась в нашей стране на сегодняшний день.

    Когда мы говорим о должной осмотрительности при выборе контрагента, то в большинстве европейских стран есть совершенные базы данных, когда посредством Интернета можно получить исчерпывающую информацию о потенциальном контрагенте. Для того чтобы в России собрать подобную информацию, нужно обежать не одно ведомство.

    Напрямую решение суда ЕС никак не отразится на российских компаниях. Единственно: возможно, через какое-то время эта практика найдет применение и в российских судах.

    Поделиться