22.05.2006 00:00
    Поделиться

    Конкурс Чайковского изменил концепцию

    Cрок проведения 13-го по счету московского музыкального состязания был сдвинут с 2006 на 2007 год из прагматических соображений: предполагалось к этому времени отреставрировать Большой зал консерватории, а также развести конкурс с другим масштабным событием - чемпионатом мира по футболу в Германии. На памяти прошлого ХII "Чайковского" остался эксцесс с избиением в Москве китайского скрипача Си Ченя, попавшегося под руку футбольным фанатам, яростно переживавшим проигрыш матча Россия-Япония. Что касается консерватории, то намеченную реконструкцию по ходу дела решили, наоборот, отложить подальше, на послеконкурсное время. Как сказал Ростропович, мэр Москвы Юрий Лужков даже представил ему гарантийное письмо в ответ на обращение маэстро, что конкурс Чайковского, так же как и предстоящий 25 сентября юбилейный концерт, посвященный 100-летию Шостаковича, где Ростропович будет дирижировать 8-й симфонией, пройдет в старом Большом зале.

    По мнению Ростроповича, это решение важно для престижа московских соревнований, традиционной площадкой которых с 1958 года и по сегодняшний день оставался Большой зал.

    Министр культуры Соколов напомнил, что главным намерением Оргкомитета ХIII конкурса было выработать новую концепцию конкурса Чайковского, "которая бы позволила вспоминать о нем не раз в четыре года, а создать континуум, где пиками и кульминациями были бы прослушивания конкурса Чайковского, а работа, связанная с этой крупнейшей акцией, шла постоянно". 1-е заседание

    Оргкомитета подвело итоги подготовки конкурса за полтора года, наметило состав международного жюри, представителям которого вышлют приглашения, выбрало председателей жюри, традиционно являющихся российскими музыкантами (на ХIII конкурсе председательствовать будут Николай Петров (фортепиано), Владимир Спиваков (скрипка), Наталья Шаховская (виолончель) и Ирина Богачева (вокал), обсудили процедурные вопросы. Новацией будущего состязания станет исполнение сочинений ныне здравствующих композиторов. Из девяти представленных современниками сочинений (три по каждой номинации, кроме вокала) для конкурса будут отобраны только три лучших. Фундаментом же "нового качества конкурса" станет, по мнению министра, привлечение внебюджетных источников финансирования, поскольку "все его проблемы в последнее время были связаны с абсолютной зависимостью от государственного бюджета". (Достаточно вспомнить ситуацию, когда в 1996 году Международный конкурс им. П.И. Чайковского исключили из Всемирной федерации международных исполнительских конкурсов (WFIMC) за неуплату взносов.) Исходя из новых финансовых ресурсов, министр пообещал увеличить количество премий ХIII конкурса.

    Маэстро Ростропович, председательствовавший когда-то на всех виолончельных состязаниях "Чайковского", заметил, что конкурс, каким он был до его изгнания в 1974 году, и сегодняшний день разделяет огромная дистанция: "Я вспоминаю первый конкурс Чайковского в 1958 году, моего друга Вана Клиберна. Какая это была сенсация! Что творилось в Москве, в Нью-Йорке! И в этом была ступень популярности серьезной музыки. Сегодня же классическая музыка находится на такой низкой ступени в нашем обществе, какой невозможно было себе даже представить. По телевизору сплошь мелькают безголосые девочки с красивыми фигурами, музыкальную прессу свели к бульварным заметкам, которые вызывают интерес отнюдь не культурного свойства". Маэстро призвал прессу помочь вернуть былой престиж конкурсу Чайковского.

    Поделиться