Российская газета — Неделя
персона

Анна Нетребко: Я никогда не ходила по струнке

Анна Нетребко: Я никогда не ходила по струнке
Анна Нетребко Фото: Алексей Даничев
Анна Нетребко Фото: Алексей Даничев
В рамках V Московского Пасхального фестиваля в Краснодаре прошел единственный концерт с участием Анны Нетребко. Звезда мировой оперы прилетела на Кубань, прервав свое зарубежное турне, а художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев сказал, что столица казачьего края была на этот раз включена им в региональную программу фестиваля по просьбе Ани.

Она уехала из Краснодара в 16 лет, и хотя с тех пор регулярно бывала здесь, но приезжала не как певица, а просто в гости к родным, поэтому в городе, где массовая публика слушает оперу нечасто, ее имя было известно лишь знатокам музыкального искусства. Но когда появились афиши с перечнем престижных наград землячки, местные журналисты ринулись листать подшивки газет, искать информацию в Интернете, и накануне "культурного десанта" питерцев об Анне Нетребко заговорил весь город. Даже глава края Александр Ткачев пообещал устроить нагоняй своим советникам, не просветившим его в свое время, что оперная дива, которой рукоплещут Лондон и Нью-Йорк, Мадрид и Милан, родилась и выросла в Краснодаре. "У нее ведь и фамилия казачья, - заметил он, - выходит, наша Аня там, за границей, представляет не только Россию, но и Кубань. Думаю, такой доблестный труд должен быть отмечен по достоинству". С этими словами губернатор вручил певице медаль Героя труда Кубани.

На следующий день Гергиев вместе со своим оркестром улетел в Ростов-на-Дону. Нетребко ждала Вена, но прежде чем отправиться в австрийскую столицу, она еще на сутки задержалась в Краснодаре. На этот раз Аня провела в родном доме почти три дня, в один из которых мы и встретились.

Для дома с высокими лепными потолками время будто остановилось и только по выбитой сверху дате понимаешь, что он построен в 1905 году. Внутри все обустроено так, как это было принято когда-то у казаков: на стенах много фотографий в рамочках, старинных и современных, по центру самой большой комнаты изразцовая печь с камином, в углу пианино - то самое, под аккомпанемент которого будущая звезда училась петь.

- Вот это моя крепость, - говорит Аня. - Здесь я черпаю силы и набираюсь новой энергии. Поэтому, как бы ни было сложно вырваться, два-три раза в год стараюсь приезжать в Краснодар. Надолго теперь уже не получается, но пару дней выкраиваю. Похожу по любимой улице Красной, выпьем с подружками замечательного папиного вина, наговоримся вволю - и можно дальше продолжать жить в том же сумасшедшем ритме: репетиции, концерты, гастроли - все расписано на пять лет вперед. Этот дом для меня, что для Ахилла родная земля. Он помогает крепко стоять на ногах.

Родословная

К разговору о семейных традициях подключается Юрий Николаевич Нетребко, отец Ани.

Российская газета: По старым фотографиям я поняла, что ваши предки из потомственных казаков?

Юрий Нетребко: Когда Екатерина подарила эти земли казакам, в составе переселенцев из Запорожской Сечи были два брата Нетребко. Один из них осел в районе Гривенских лиманов, в низовьях реки Кубань, а второй - по дороге на Ейск в районе Старомышастовского куреня. Мой дед по линии отца был писарем этого куреня, у нас даже фотография его сохранилась. А уже его сыновья, в том числе и мой отец, получили высшее образование. Отец был известным гидрологом, участвовал в проектировании Шапсугского и Краснодарского водохранилищ. Я пошел по его стопам, окончил Ленинградский горный институт и до сих пор занимаюсь гидрологией. Когда-то в этом доме жили папа, мама, младший брат, я с женой и двумя детьми. Большая семья. А после смерти жены я здесь один остался. Старшая дочь с мужем и внучкой живет сейчас в Дании, Аня по всему миру путешествует. Ну а сюда обе приезжают, особенно младшая любит этот дом. Что касается традиций казачества, то они всегда были крепки в нашей семье. Думаю, и дочкам передался казачий характер.

РГ: А от мамы что досталось?

Анна Нетребко: По линии мамы, говорят, даже цыганская кровь присутствует. Но в отличие от папы история ее семьи окутана тайной. Якобы документы, в том числе и метрики, после революции пришлось уничтожить. Прабабка была из дворян, поэтому хранить все это тогда было просто опасно. И еще я слышала, что как раз эта прабабка хорошо пела. Я, наверное, в нее пошла.

РГ: А петь когда начали?

Анна Нетребко: Да сколько себя помню, столько и пою. Хотя в детстве чем только не увлекалась. И рисованием, и акробатикой, и лошадьми. Я хотела быть драматической актрисой, киноактрисой, как все девочки. Но потом поняла, что мое призвание - это классическое искусство, опера. И очень рада, что не ошиблась.

Дуэт с кувырком

РГ: Аня, слышала, вам в детстве не раз доставалось от школьных учителей?

Анна Нетребко: Было дело. Просто я никогда не умела ходить "по струночке" и подчиняться указаниям, с которыми была не согласна. По этой причине не сложились отношения с директором школы и классным руководителем. Мне не нравится, когда детей пытаются "ломать", всех причесывают под одну гребенку. Я всегда сопротивлялась, поэтому сохранила индивидуальность. Но были учителя, перед которыми до сих пор преклоняюсь. Никогда не забуду свою первую учительницу Светлану Ивановну Роян - потрясающий человек. Часто вспоминаю еще одну Светлану Ивановну, преподавателя русского языка и литературы. Обе они очень много мне дали.

РГ: А Дворец пионеров?

Анна Нетребко: Он подарил друзей, которые до сих пор со мной. Они меня любят за то, что я - это я, а не потому, что стала звездой, как теперь меня называют. И я их очень люблю и все про них знаю. Мы по телефону часами можем разговаривать! На Западе психотерапевты, а у нас - подруги. Поговоришь и будто дома побываешь. Вчера они на концерте были, вы обратили внимание, как я со сцены им рукой махала? Когда глянула в зрительный зал, то столько знакомых лиц увидела! Мы потом до часу ночи с девчонками просидели. Гергиев в гости к губернатору пошел, меня тоже пригласили, но извинилась и не пошла. Хотелось с друзьями подольше пообщаться. Вот и сегодня жду своих ребят в гости. Мы снова соберемся в нашем доме, как всегда это делали в детстве.

РГ: В фонотеке краевого радио сохранились записи ансамбля "Кубанская пионерия" с вашим участием. Вы лет семь были солисткой этого коллектива, но как-то почти на целый год прервали занятия. Почему?

Анна Нетребко: Я просто разрывалась тогда между ипподромом, занятиями рисованием, акробатикой и пением. Хотелось все успеть, однако не всегда получалось. От педагогов из Дворца пионеров получала нагоняй, многие считали меня чуть ли не лентяйкой, вот и пришлось на какое-то время оставить занятия в ансамбле. Но потом вернулась, в основном из-за друзей, вместе с которыми летом 1986 года мы отдыхали и пели в "Артеке".

РГ: А все остальные увлечения пришлось забросить?

Анна Нетребко: Некоторые до сих пор не забросила. Ведь я и сейчас сальто кручу. Вы знаете, что я выделывала в Метрополитен-опере на премьере "Дона Паскуале"? Мы там носились по сцене, во время верхних нот творили вообще что-то немыслимое. А в самом конце дуэта я делала кувырок через голову, что вызывало просто дикие овации. То есть школьная акробатика пригодилась. Что касается противоречивых отзывов в свой адрес, то я к этому уже привыкла. Одни говорили, что и голос, и талант есть, а другие напрочь это отрицали. Кстати, я сама поверила в собственные силы лишь пару лет назад, когда увидела, как публика в течение нескольких минут аплодирует стоя.

Юрий Нетребко: Я думаю, это справедливая награда. Талант талантом, но без ежедневного упорного труда ничего не получится. Уж я-то видел, как она самоотверженно занималась. И в Краснодаре, и в Санкт-Петербурге. Два года в Мариинке подрабатывала уборщицей. Не ради денег, а чтобы иметь возможность смотреть все спектакли, слушать и учиться. Я ее, конечно, ругаю, что консерваторию так и не окончила, диплом не получила. Все ей некогда, гастроли мешают. Это не оправдание.

Анна Нетребко: Ну, пап, не ворчи. Когда со мной заключают контракты, никто не спрашивает ни дипломов, ни трудовых книжек. Визитная карточка - это мой голос. Вот недавно прочитала о сумасшедших гонорарах, которые я якобы получаю. Это ерунда. Платят мне, безусловно, неплохо, но совсем не те суммы, которые там указаны. Только недавно появилась своя квартира в Питере. Там есть папина комната, комната для подруг, которые постоянно приезжают ко мне в гости. А квартиру в Нью-Йорке купила для удобства и экономии. Я там в последнее время чаще всего выступаю, а гостиница стоит дорого. На Западе я так часто пою совсем не из-за денег. Просто считаю, когда тебя приглашают петь в таких театрах, отказываться нельзя. Жизнь, понятно, превратилась в клетку: все время пою, постоянно в дороге. Но мне это нравится. Что касается выступлений в России, то я намерена увеличить их количество. Я все-таки русская певица. И должна в первую очередь петь для своих соотечественников.

Южный стиль

РГ: Когда вы приехали в Санкт-Петербург, чувствовали себя провинциалкой?

Анна Нетребко: В первое время многие подсмеивались над моим краснодарским вкусом, южным говором, манерами. Но я такой человек: в одно ухо влетит - в другое вылетит. Меня все это особо не трогало, я продолжала делать свое дело.

РГ: А что такое краснодарский вкус?

Анна Нетребко: Не строгий, южный. Здесь особый темперамент, думаю, по мне это видно. Я, безусловно, везучий человек (стучит по столу), но мне постоянно нужно что-то доказывать. Так было всегда.

РГ: А вот нужны ли какие-то "подпорки", чтобы добиться славы?

Анна Нетребко: Никакие подпорки не помогут, если не умеешь петь. Иногда слышу: "Она любовница дирижера либо режиссера, поэтому стала примадонной". Это, наверное, может "прокатить" в провинциальном театре, где три певца и нет выбора. А на серьезных сценах ни один менеджер на тебя не сделает ставку, несмотря на любые протекции, если не уверен, что ты соберешь залы. У меня, конечно, характер не подарок. Часто спорю с режиссерами, но только для пользы дела. Потому что хочу, чтобы учитывалась моя индивидуальность. Мне кажется, это получилось в "Войне и мире", хотя пришлось отстаивать перед Андроном Кончаловским свое видение образа Наташи Ростовой. Эта героиня мне всегда была близка. Может, потому, что Наташа очень русская? И не идеальная, как и я. Сомневающаяся, мятущаяся, делающая ошибки. Но очень жизнерадостная и жизнелюбивая. Когда я была в возрасте Ростовой, вела себя абсолютно так же. Вероятно, потому эта партия далась мне так легко.

РГ: А где вашу Наташу воспринимают лучше - на родине или за рубежом?

Анна Нетребко: В России я получила Государственную премию, а за рубежом был оглушительный успех. Ведь "Война и мир" - часть русской культуры, которая обладает особым магнетизмом. Кстати, известие о награждении Госпремией застало меня в Лондоне. На следующий день после премьеры в Ковент-Гарден позвонили и сказали, что нужно срочно лететь в Москву. И даже не сообщили для чего. Пока не оказалась в Кремле, не поняла, насколько все серьезно. Когда президент вручал награду, я ужасно смутилась. Он поздравлял, говорил хорошие слова, а я что-то бормотала в ответ, еле связывая слова.

РГ: Недавно в прессе появилась информация, что вы оформляете гражданство Австрии. Это правда?

Анна Нетребко: Да, но это будет мое второе гражданство. Я остаюсь гражданкой России, но, поскольку много работаю за границей, иностранный паспорт облегчит переезды и оформление виз. Во всем остальном я русская была, есть и буду. Много выдающихся русских работают во всем мире, прославляя тем самым нашу страну.

Вот Ирина Мишура из Краснодара сейчас живет в Америке, поет в Метрополитен-опере. На сцене Мариинского театра с большим успехом выступают выходцы с Кубани. Галина Сидоренко, Злата Булычева, Леонид Захоржаев, Виктор Черноморцев. Так что у нас там, можно сказать, уже свое землячество появилось. Получается, что "краснодарский стиль" сегодня востребован.

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Читайте также
Рамблер Новости
новости партнеров
новости партнеров

новости партнеров
новости
партнеров
новости
партнеров
Наверх