19.05.2006 00:00
    Поделиться

    Воронежский театр кукол с характером

    Кажется, всю свою творческую жизнь Елена Луценко посвятила тому, чтобы доказать: искусству кукольного театра по силам любые художественные задачи, что эфемерные создания ее рук и таланта, одушевленные актерами, способны разыграть произведения самой "высокой" и серьезной литературы. В этом ее убедил Валерий Вольховский, многолетний художественный руководитель театра, тонкий стилист и неутомимый новатор. Благодаря их творческому союзу "Шут" стал любим не только детьми, но и взрослыми, в его репертуаре явились неожиданные для кукольников "Мертвые души" и "Шинель", "Хитроумный идальго", постановки по Брехту, Аную, Вежинову, Дюрренматту. Спектакли Вольховского-Луценко отмечены Государственной премией России. Но вот уже три года, как Валерия Аркадьевича нет с нами, и, казалось, жизнь в театре остановилась. Но это не так. Продолжают идти многие спектакли из наследства "воронежского чародея". А недавно о желании поработать с высокопрофессиональным коллективом заявил его эстонский друг и сподвижник, мастер мирового уровня  Рейн Агур.

    Чтобы поставить кукольный спектакль, нужны как минимум … куклы. Без них театр не театр, режиссер не режиссер, а зрители… В общем, смотреть будет не на что, разве что на декорации. Но и их пишет художник. Более двадцати лет Елена Луценко воплощала в материи самые диковинные и смелые фантазии взыскательного Вольховского. Ей подвластно все многообразие древнейшего искусства - от огромных напольных кукол до миниатюрных марионеток. Если собрать вместе все ее творения, получится небольшой сказочный город. Да он, собственно, уже и возник в театре в виде оригинального музея кукол. Соберетесь на спектакль "Шута", придите немного пораньше, чтобы перед представлением заглянуть в музей. Его обитатели очень разные - смешные, печальные, мудрые, наивные, добряки и злодеи. И все же легко узнаваемые благодаря не сравнимому ни с чем творческому почерку их создателя.

    Помните знаменитое гоголевское: "Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых природа недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов…"? Так то природа! "Я ищу характерной точности в типаже, - рассказывает Елена о своем творческом методе. - Из десяти вариантов "почеркушек", так я называю эскизы, выбираю, например, три, с которыми по очереди начинаю проговаривать текст. Проверяю, насколько органично он ложится на ту  или иную физиономию, как они соединятся в действии. Сколько мучений было с оформлением тех же "Мертвых душ"! Сколько на тему гоголевской поэмы создано уже фильмов, спектаклей, а потому надо было отойти от привычных зрителю стереотипов, найти новые лица Ноздреву, Коробочке, Плюшкину. После долгих терзаний сказала себе: хватит глядеть в книгу, лучше оглянись вокруг. Люди-то остались те же, что и при Гоголе, только одежда поменялась. В спектакле и получилось много портретных кукол, некоторые знакомые даже узнавали себя". "Не обиделись?". "Нет, я ведь стараюсь в самом отрицательном персонаже отыскать и симпатичные черточки. Кукла ни в коем случае не должна отталкивать, вызывать отвращение или страх. Надо, чтобы зритель, особенно маленький, обязательно улыбнулся и с улыбкой поразмыслил над тем, отчего жизнь вокруг получается не такая, как хотелось бы. Надо, чтобы над злом посмеялись, а не напугались".

    Актеры театра говорят, что куклы, созданные Еленой Луценко, при всей силе и глубине создаваемых ею образов, тем еще хороши, что они "легки" в работе, с ними удобно перевоплощаться на сцене. Если же актер не чувствует, не понимает, не полюбит куклу - игры не получится, одна фальшь. "Для меня они все живые, каждая с собственным характером", - говорит Елена о своих созданиях.

    Сегодня художник вся в мыслях о новой постановке. Творческое содружество с Рейном Агуром для нее не новость: еще до ее приезда в Воронеж, в Челябинске, они ставили два спектакля по Шекспиру - "Сон в летнюю ночь" и "Комедию ошибок". Тогда творческие устремления их удачно совпали. Теперь вот "Голый король", мудрая сказка-притча Андерсена в драматургической интерпретации Шварца. Из бесед с Рейном можно было понять: ему хочется увидеть спектакль, поднимающий вечный вопрос человеческого существования "Быть или казаться?" с легким наклоном в наши дни. Все в мире этой сказки должно быть иллюзорно, расплывчато, без явных и четких контуров. Как сшитое обманщиками платье короля…

    Вновь и вновь  Елена вглядывается в эскизы, что-то добавляет, убирает, поправляет. В мастерской шьются платья вельмож и придворных дам. Художественные идеи, еще недавно казавшиеся невоплотимыми, понемногу материализуются. Рождается новый спектакль…

    Для Елены Луценко созданные ею образы остаются живыми.

    Поделиться