19.05.2006 01:30
    Поделиться

    Как сделать, чтобы школа не навредила здоровью ребенка

    Все мы родом из детства. И болезни наши очень часто тоже оттуда. И если всерьез говорить об успешности приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье", то совершенно необходимо обратиться к истокам, к охране здоровья учащихся.

    Почти семьдесят процентов детского населения страны - школьники. Шести-семилетними приходят они в первый класс. И одиннадцать лет проводят в стенах школы. Без преувеличения, это важнейшие годы жизни: годы приобретения знаний, становления личности. Но именно в этой возрастной группе наиболее выражен рост заболеваемости. Огорчительнее всего то, что чем дальше, тем этот рост заметнее.

    Еще Всероссийская диспансеризация детей 2002 года подтвердила неблагоприятные тенденции в их состоянии: за десять лет доля здоровых снизилась с 45,5 процента до 33,9. Вдвое стало больше детей с хронической патологией и инвалидностью. Чаще всего ребятишек мучают болезни эндокринной системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата. К ним плюсуются врожденные аномалии, психические расстройства.

    Более 68 процентов детей состоят на диспансерном учете, из них 73,7 процента нуждаются в лечении. Все больше среди учащихся очкариков. Ухудшается общее физическое развитие. Крепыши редки. От этого заметно страдает демографическая ситуация в стране.

    Учеба во вред здоровью? Этому можно противостоять? Как ребенка надо готовить к школе?

    Разным детям по плечу разная ноша

    Главный государственный санитарный врач РФ академик РАМН Геннадий Онищенко - автор нормативных документов, призванных создать условия наибольшего благоприятствования для обучения и воспитания школьников.

    Российская газета| Геннадий Григорьевич, может, многие беды от того, что ребенка по-настоящему не готовят к школьной жизни? Некоторые родители считают, что не надо отнимать у ребенка детство, что все как-то образуется само собой. Но нередко ожидания ребенка от школы и реальная школьная жизнь не совпадают: он попадет в новую социальную ситуацию, предъявляющую иные нормы. Семилетний Игорь, избалованный родителями и бабушками, умеющий читать, подбирающий по слуху любую мелодию на фортепьяно, явился после первого дня занятий в школе, бросил на пол портфель и, заливаясь слезами, прокричал: "Это же на целых одиннадцать лет!"

    Геннадий Онищенко| Ситуация типичная. Ребенка к школе обязательно надо готовить. Малыши, прошедшие детский сад, спокойнее переносят переход к новой жизни. Но и в этом случае домашние заготовки необходимы. Не столь важно, умеет ли ребенок читать, писать. Важнее его психологический настрой, умение общаться со сверстниками, состояние его здоровья. Задолго до школы родители вместе с врачом, а еще бы лучше и с психологом должны определить: когда - в шесть или в семь лет идти ребенку в первый класс, какой тип школы выбрать.

    Сейчас все чаще во главу угла ставят вопросы престижа: в этой гимназии два иностранных языка, а в этом колледже математику преподают университетские профессора... Неважно, что школа далеко от дома и, значит, ребенку придется вставать чуть свет. Неважно, что, возможно, нагрузка будет малышу не под силу... На первом месте - соображения престижа. А потом начинаются поиски виновных в нервных срывах, в том, что "непонятно откуда" у ребенка "вдруг" язва желудка. А все оттуда: разным детям по плечу разная ноша. И об этом нужно позаботиться до поступления в школу. Надо объяснить малышу, что такое школа. Надо пройти тщательное медицинское обследование. А уже перед самым поступлением подобрать удобную одежду, ранец.

    РГ| Но ведь можно понять родителей: они стремятся отдать ребенка именно в хорошую школу. Нередко та, которая за углом, не пользуется популярностью. И хорошо, что теперь нет жестких требований: учиться только в школе своего микрорайона. Да и потом не везде есть школы по соседству.

    Онищенко| Есть. И это не делает нам чести. Это наша беда. И надо стремиться к тому, чтобы соблюдались нормативы. Чтобы, например, школа была в 100-170 метрах от дороги. Чтобы территория участка, на котором она стоит, была огорожена и чтобы от дома до нее было не более полукилометра в городе и не более двух километров пешком в сельской местности или в 15 минутах езды. Для здоровья ученика это имеет немалое значение. Неслучайно мы требуем соблюдения нормативов по освещению, отоплению, проветриванию помещений, где учатся наши дети.

    За какими столами они сидят? Ведь не счесть, сколько сутулых. Это же не просто дефект внешности, это нередко отправная точка для развития многих хронических заболеваний. Вот твердим, что надо следить за осанкой. Но на увещеваниях порой все и заканчивается. Не смотрим, в какой позе ребенок дома смотрит телевизор, как сидит за компьютером. Не мешает взрослым, чем-то занят и ладно?

    Между прочим, важно и то, как он сидит за обеденным столом. Где его локти, где ноги, как держит ложку, как орудует ножом? Это требование не ради красоты, а ради сохранения здоровья ребенка. Тут еще психологический фактор нельзя упустить: современный человек не лаптем щи хлебает. И если его с детства не приучили пользоваться столовыми приборами, это может стать причиной депрессии, нервного срыва.

    100 заданий на каникулы

    Справка "РГ"

    Сохраняется тенденция к уменьшению количества школ. В результате до сих пор многие из них работают в две, даже в три смены. Ежедневное количество уроков в начальной школе достигло шести, а в средних классах восьми. Все это влечет за собой увеличение домашних заданий. Учебный день школьников младших классов чуть ли не десять часов, старших классов - 12-15.

    РГ| Так кто более всего виноват в том, что школьные годы все чаще становятся годами развития разных недугов: семья, школа, окружающая среда?

    Онищенко| К сожалению, требования по санитарно-эпидемиологической безопасности организации обучения и воспитания детей, предельно допустимой образовательной нагрузке часто не выполняются. Система образования характеризуется значительной вариантностью программ обучения. Далеко не все они безвредны для здоровья. Большинство сопровождается интенсификацией учебного процесса, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности.

    Цифры, приведенные в таблице, вопиют о беде. Многие школы работают по пятидневной учебной неделе, хотя школьные планы по-прежнему рассчитаны на шестидневку. Даже на каникулы детям задают порой более 100 заданий. Нехватку времени школьники компенсируют за счет сокращения сна, уменьшения двигательной активности.

    Справка "РГ"

    75 процентов учащихся страдают гиподинамией. Выраженное утомление к концу дня отмечается у 40-55 процентов школьников. У 60 процентов регистрируется изменение артериального давления. У 80 процентов - невроподобные реакции. Все это уже в школьные годы формирует патологию сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, вегетососудистую дистонию.

    Онищенко| Проще всего свалить все именно на школу, на программы обучения. Да, ваш ребенок всецело во власти напряженной учебы. Ни на что иное времени у него физически нет. Но вот он пришел домой. И если здесь ему комфортно, если его не отчитывают за плохую оценку, если тут его понимают, если в семье лад и ему в этой семье уютно, то проблемы со здоровьем редки. А если они возникают, то это именно результат перегрузки занятиями и надо срочно дать возможность ребенку передохнуть.

    РГ| Что имеете в виду? Устроить нечто вроде каникул? Для этого нужна справка врача? За двойки не ругать?

    Онищенко| Ругать вообще не надо. Надо больше любить - любовь к ребенку лишней не бывает. Вот и президент в своем послании говорил о любви, о женщинах, о детях. А справка от врача нужна не всегда: если у родителей и учителей отношения нормальные, то можно просто договориться. И пусть ребенок отоспится, побудет на свежем воздухе, погоняет мяч и так далее. Он потом все наверстает. Правда, если дома с утра до вечера он не будет сидеть за компьютером: не имеет значения, выполняет он какое-либо задание или просто играет.

    Куда опаснее, если среда обитания ребенка неблагополучная. Вот тут со здоровьем возможны любые неприятности. Кстати, такие дети не часто загружены учебой - у них иные интересы. Ухудшение здоровья детей связано с образом жизни. Курение, наркотики, употребление алкоголя, особенно пива. Этому способствуют многочисленные случаи нарушения Федерального закона "О рекламе", которая буквально внушает подросткам, что только с сигаретой или банкой пива жизнь хороша. И трудно доказать им, что так жить нельзя, что они губят себя, лишают себя будущего, обрекают с малых лет на тяжелейшие недуги, на инвалидность. Школа виновата? Даже в самой плохой не учат глотать водку и курить. Это от семьи, это от социума.

    РГ| Сейчас набирают популярность экстернаты. Иногда это объясняют именно тем, что велика нагрузка, что необязательно знать все предметы, которые положены школьной программой, что такое полудомашнее обучение убережет от тех же сигарет, наркотиков, спиртного...

    Онищенко| Насчет сигарет, наркотиков и спиртного не уверен. Экстернат подобен консервам или перекусыванию чего-то на бегу взамен полноценной еды. Но это возможность некоего маневра для детей, да и для родителей. Это не полноценное образование, это натаскивание на какую-то тему. На здоровье сие не отражается. Хотя некая изоляция, которая в данном случае неизбежна, может отрицательно сказаться на психике.

    Бегом от физкультуры

    РГ| Снова речь о психике. А как же с тем постулатом, что в здоровом теле здоровый дух? Известно немало немощных, больных, духу которых, силе воли которых можно только позавидовать...

    Онищенко| Согласен. Но, говоря о психике, о том, что к охране здоровья детей должны обязательно быть причастны психологи, несомненно. Они вместе с медиками, педагогами, родителями могут и должны влиять на поведение детей, на их мироощущение. К сожалению, не во всех школах есть врач, медицинская сестра, о психологах не говорю. Хотя по штату они должны быть.

    РГ| Нередко ученики, точнее их родители, стараются избавиться от занятий физкультурой. Под разным предлогом. Многим это удается.

    Онищенко| Тут действительно первенствуют родители, а не сами дети. У детей врожденная потребность к движению. И когда родители им внушают, что они слабенькие, хилые, что им не надо гонять мяч, висеть на шведской стенке и так далее, появляются так называемые психологические инвалиды. Страдает и физическое, и нравственное здоровье. Во многом тут виновата школа: не те люди ведут занятия физкультурой. Нет опеки со стороны медицинского работника, психолога, классного руководителя. Да, есть ослабленные дети, есть те, кто страдает хроническими недугами. Беда в том, что обычно ориентируются на тех, кто практически здоров, и не обращают внимания на тех, кто ослаблен. А ведь для них разработаны специальные щадящие программы, специальные нормативы.

    Если в классе 30 или больше учащихся, то надо делить их на группы, давать разные задания, зависящие от физических возможностей. У нас уж так повелось, что уроки физкультуры - это несерьезно. Важно, чтобы ребенок хорошо учился по другим предметам. Опасное заблуждение, наносящее немалый вред здоровью. Во всех развитых странах физкультура - важнейший предмет, во многом определяющий имидж школы.

    Жвачка вместо морковки

    Справка "РГ"

    Горячее питание получают 79,5 процента учащихся начальных классов и 52,7 процента учащихся 5-11-х классов. Не выполняются нормы по мясным, рыбным и молочным продуктам, овощам и фруктам. Калорийность восполняется за счет макаронных, крупяных и кондитерских изделий.

    Онищенко| Школьное меню составляется без учета физиологических потребностей детей. Очень часто вместо горячего питания, а оно совершенно необходимо, причем в продленке дважды в день, ему предлагается различная буфетная продукция. В организме ребенка возникает дефицит белков, кальция, железа, витаминов. Следствие известно: растет число анемий, заболеваний желудочно-кишечного тракта...

    РГ| Денег не хватает?

    Онищенко| Понимания важности питания школьников не хватает. В Белгородской, Липецкой областях, в Санкт-Петербурге и некоторых других регионах нашли возможность увеличить дотации на школьное меню. Это улучшило и качество, и расширило ассортимент рационов. А вот в Кировской области, в Дагестане дотаций вовсе нет. Не везде проявлена забота о профилактической витаминизации ребятишек, которая необходима. Сейчас в некоторых регионах приняты программы, предусматривающие совершенствование питания школьников. В Республике Бурятия реализуется программа "Самообеспечение продуктами питания в учреждениях образования". В Новгородской, Свердловской областях запрещено в школьных буфетах торговать газированными и тонизирующими напитками, мороженым, картофельными чипсами, штучными леденцами, жвачкой.

    РГ| Зато дома ребятишек потчуют всем этим в изобилии...В парках, на отдыхе мороженое - прямо-таки непременное лакомство. А уж жвачка...

    Онищенко| Не надо ничего доводить до абсурда. Побаловать ребенка можно и нужно. Но в разумных количествах и не заменяя этим полноценное питание.

    Колоться или не колоться

    Из Национального календаря прививок:

    ревакцинация шестилетних детей против кори, краснухи, эпидемического паротита;

    ревакцинация семилетних детей против туберкулеза, вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка;

    вакцинация тринадцатилетних детей против краснухи (девочек), против вирусного гепатита В (ранее не привитых);

    третья вакцинация четырнадцатилетних детей против дифтерии, столбняка. Ревакцинация против туберкулеза; третья вакцинация против полиомиелита.

    Дополнительная в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" вакцинация учащихся против гриппа.

    РГ| Напуганные возможной пандемией гриппа птиц люди жадно ловят любую информацию о вакцине против этого недуга. И, судя по всему, охотно пойдут на вакцинацию. А вот против любой другой вакцинации порой резко протестуют. Например, зачем делать детям прививки против полиомиелита, если наша страна объявлена свободной от этой инфекции в составе Европейского региона? К тому же немало приверженцев, в том числе и среди ученых, теории о том, что прививки в лучшем случае бесполезны, в худшем - могут принести организму вред.

    Онищенко| Не считаю нужным полемизировать с теми, кто придерживается подобной точки зрения. Замечу только: если бы не прививки против оспы, то человечество никогда бы не избавилось от этой напасти. Если бы не прививки против полиомиелита, то жертв этого недуга считали бы на миллионы. В 2002 году в нашей стране достигнут самый низкий уровень заболевания корью за все время регистрации этой инфекции. И это результат успешной иммунизации детей высокоэффективной вакциной. Это позволило разработать Программу ликвидации кори в России к 2010 году и включиться в Программу Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения по ликвидации кори. Введение в Национальный календарь профилактических прививок против вирусного гепатита В, краснухи способствует резкому снижению заболеваемости этими инфекциями, в том числе среди детей в четыре раза.

    Насчет полиомиелита. Он ликвидирован не на всем земном шаре, а значит, прививки необходимы. Но никто никого не заставляет их делать насильно. Да, они необходимы, да, для этого разработан Национальный календарь прививок. Согласно ему, например, новорожденным в первые 12 часов жизни проводится вакцинация против вирусного гепатита В, а в первые 3-7 дней - против туберкулеза. И так далее. Но у нас действует принцип информированного согласия: человеку надо объяснить: зачем, почему делается та или иная прививка. Медицинский работник при этом учитывает состояние здоровья того, кому делается прививка, предупреждает о возможных реакциях. Учитываются и другие факторы. Например, тем, кто выезжает за рубеж в места, не совсем благополучные по желтой лихорадке, надо делать прививку против этой болезни, в том числе и детям с девятимесячного возраста. Все дети и взрослые, в семьях которых есть больные хроническим гепатитом В, должны делать прививки против этого заболевания.

    Аборт в десять лет

    Справка "РГ"

    Каждый десятый в стране аборт производится в возрасте до 14 лет. Абсолютное число абортов у девочек 10-14 лет и в возрасте 15-19 лет, по данным 2004 года, равнялось 1059. Лидирует тут Приволжский федеральный округ.

    Онищенко| Это из разряда трагедий. И потому, что это крайне отрицательно сказывается на демографической ситуации, и потому, что это трагедия семьи, трагедия самой девочки. Ранняя беременность, ранний аборт редко обходятся без последствий. Куда чаще они оборачиваются тяжелейшими недугами, в том числе и психическими, приводят к бесплодию. К тому же столь раннее начало половой жизни нередко приводит к заражению ВИЧ/СПИДом. Тут очень важно найти подход к девочке - и дома, и в школе. Чтобы одна трагедия не привела к еще более тяжкой, не довела до края. Ни в коем случае не пытаться избавиться от беременности знахарскими, подручными методами - только в специализированном медицинском учреждении.

    Не нужен нам берег турецкий

    РГ| Начинается пора отпусков. Большинство родителей постараются вывезти детей на отдых...

    Онищенко| И правильно сделают. Сейчас идут последние приготовления детских оздоровительных учреждений к приему ребятишек. Хочу сказать о другом. Родители должны учитывать возможности детей к адаптации в новых климатических условиях. Мало пользы от того, что ребенка на неделю, десять дней вывезут к морю или в какую-либо экзотическую страну. Это даже может ухудшить его самочувствие, отрицательно сказаться на нервной системе. Потому прежде чем принимать то или иное решение об отдыхе, как следует подумайте, посоветуйтесь с врачом, психологом. Лето, большие каникулы должны стать временем накопления сил, здоровья.

    Из "Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"

    Парты (столы) расставляются в учебных помещениях: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

    Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 для обучающихся II-III ступени и не менее 45 для детей 6-7 лет.

    Температура знаний

    Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

    в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18-20о С при их обычном остеклении и 19-21о С - при ленточном остеклении;

    в учебных мастерских - 15-17о С;

    в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18-20о С;

    в кабинетах информатики - оптимальная 19-21о С, допустимая 18-22о С;

    в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15-17о С;

    в раздевалке спортивного зала -

    19-23о С;

    в кабинетах врачей - 21-23о С;

    в рекреациях - 16-18о С;

    в библиотеке - 17-21о С;

    в вестибюле и гардеробе - 16-19о С;

    Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше 5о С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен при отсутствии обучающихся.

    При достижении в помещении температуры воздуха 14-15о С проветривание зала следует прекращать.

    Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики - на север, северо-восток.

    Красный, желтый, зеленый

    Следует использовать следующие цвета красок:

    для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

    для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;

    для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

    для дверей, оконных рам - белый.

    Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

    сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;

    не закрашивать оконные стекла;

    не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

    очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

    Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м - в сторону класса перед доской.

    Первому классу - первую смену

    Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

    учебные занятия проводятся только в первую смену;

    5-дневная учебная неделя;

    организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

    проведение не более 4 уроков в день;

    продолжительность уроков - не более 35 минут;

    организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

    использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;

    организация дневного сна, 3-разового питания и прогулок для детей, посещающих группу продленного дня;

    обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

    дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

    Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов без проведения нулевых уроков.

    В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

    В общеобразовательных учреждениях, работающих несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    Полчаса на труд

    Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

    На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

    Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2-х классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3-4-х классах - 30-35 минут.

    Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся во 2-3-х классах - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х классах - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут.

    Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7-х классах не должна превышать 65 процентов времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

    Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут; вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая.

    Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа, во 2-м - до 1,5 часа, в 3-4-м - до 2 часов, в 5-6-м - до 2,5 часа, в 7-8-м - до 3 часов, в 9-11-м - до 4 часов.

    Не квасить!

    При буфетах и столовых общеобразовательных учреждений обязательно предусматривается обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв. м на одно место в зале, исходя из посадки 100 процентов обучающихся в 3 очереди. При столовых устанавливаются умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

    Для обучающихся должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей им может быть предоставлен и обед. Посещающие группу продленного дня обеспечиваются по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в учреждении и полдником.

    В питании запрещается использовать:

    - фляжное, бочковое, не пастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);

    - творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек, сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5-10 минут до готовности);

    - молоко и простоквашу "самоквас" в натуральном виде, а также для приготовления творога;

    - зеленый горошек без термической обработки;

    - макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, фаршмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные);

    - напитки, морсы без термической обработки, квас;

    - грибы;

    - макароны с рубленым яйцом, яичницу-глазунью;

    - пирожные и торты кремовые;

    - жаренные во фритюре пирожки, пончики.

    Поделиться