12.05.2006 00:30
    Поделиться

    В Москве начинаются съемки фильма "Смерш-2"

    Напомним, что тираж романа "Смерш-2" превысил 2 млн. экземпляров, а общий тираж книг Головачева достиг 19 млн. В 2003 году он стал кавалером Ордена рыцарей фантастики. В 2004 году удостоен почетного звания "Фантаст года".

    Мы встретились с писателем на "Мосфильме", где он обсуждал свой сценарий с руководителем проекта Егором Кончаловским. "Получается стильно!" - оценил труд писателя автор "Антикиллера".

    - Сначала вы были художником...

    - Да, в свое время рисовал вождей, но в конце концов стал писателем, хотя сам же и проиллюстрировал три свои книги.

    - Как вы оказались в Москве?

    - Я переехал в Москву из Днепропетровска в 1994 году. После распада СССР на Украине поменялось отношение к писателям, подняли голову националистические элементы. Ты должен быть жестко за украинцев, а все остальное - не по профилю... У меня не вышли сразу две книжки, уже переведенные на украинский язык. Россия более толерантна в этом смысле.

    - Как долго работаете над произведением?

    - "Смерш" вышел в 1994 году, а пытался писать его я с 90-го года. Я долго пишу. Правда, могу отвлекаться, спокойно перехожу из воображаемого мира в реальный и обратно.

    - Сильно ли отличается сценарий будущего фильма от вашей книги?

    - Отличается. Многие побочные линии ушли, но основные идеи "Смерша-2" сохранились.

    - А где "Смерш-1"?

    - "Смерш-1" был в войну. Это военная разведка, сокращенное название которой расшифровывается как "смерть шпионам". Мой герой Матвей Соболев - профессиональный контрразведчик, в совершенстве владеет приемами борьбы и рукопашного боя, бросает вызов системе криминального беспредела, царящего в стране. Он вынужден сражаться с врагами державы и бандитами всех уровней...

    - Сценарий охватывает конкретное время?

    - Когда я писал в 94-м году, я писал и о том времени. Я всегда пишу о времени, в котором я живу. Но эта тема актуальна и в наши дни и будет актуальна до тех пор, пока будут существовать спецслужбы.

    - Ваш герой по сути супермен. Вам не надоело писать о суперменах?

    - Да не люблю я о киснущих людях писать! Меня упрекают, что мои герои умеют защищать, драться. Да, они супермены и этому учатся специально, но кроме этого они еще учатся жить нормально, они не просто люди с кулаками, они еще люди с головой. Если человек способен защищать не только себя, но и тех, с кем он близок, с кем он дружен, кого он любит, тогда этому человеку сочувствуют. А у нас герой как раз именно такого плана.

    - Но это же фантастика!

    - А я всегда и говорю: чего вы ко мне придираетесь? Я пишу фантастику. Но в фантастике все как в реальной жизни, смертельная борьба добра и зла.

    - А есть у вас любимые герои, созданные другими писателями?

    - Это лемовские герои. У него герой не просто инженер, допустим, не просто штурман корабля, не просто технарь, он борется с условиями, которые навязали ему извне. Он не знает, в чем дело, или пытается выяснить, что происходит, но победу одерживают лучшие его человеческие качества - мужество, решительность, смелость, любовь.

    - Как вы относитесь к "Ночному дозору", "Дневному дозору"?

    - Я считаю, что "Ночной дозор" не является олицетворением борьбы добра со злом, потому что обе эти категории примерно равнозначны. Светлые силы в фильме действуют так же, как и темные, теми же методами. Они практически ничем не отличаются по целям друг от друга. В этом главная ошибка. В героях "Дозора" не поймешь, чего больше - серого, черного, белого...

    - А вам хотелось бы полной определенности?

    - Я не знаю. Я всегда делал такие странные финалы, когда добро вроде бы побеждает в данный момент, но надо за него еще бороться. А теперь я вдруг понял, что надо окончательно сказать - раз и навсегда - добро должно победить! Так надо ставить задачу. Не должно быть плохих финалов в романах, рассказах. Я даже рассказик маленький написал, который называется "Я вас предупредил". Там пишет автор фантастический роман, где стреляют, приходят двое и его предупреждают: вы - один из тех, чья фантазия реализуется, прекратите. Он думает: а фигня все это, и продолжает писать дальше. Его переносят в действие его же собственного романа. И ему становится страшно жить, поэтому я всех предупредил.

    - У ваших героев были прототипы или это собирательные образы?

    - Прототипов не было. Тем не менее они достаточно реальны.

    - О чем вы мечтаете?

    - Писать, работать дальше. Вот внучка у меня сейчас есть. Я мечтаю, чтобы она выросла хорошим, свободным, добрым человеком. Она уже учится в 9-м классе.

    - А чего ждать вашим поклонникам в ближайшее время?

    - Только что я закончил новый роман, чисто фантастический, называется "По ту сторону огня". Думаю, что где-то в августе к книжной ярмарке выйдет.

    Мнения

    Егор Кончаловский, художественный руководитель проекта:

    - Фильм задумывался как политический триллер. Вообще в нем смешаны разные жанры, хотя в основе, конечно, это фэнтези. Я не очень люблю в своих фильмах компьютерные спецэффекты, но в "Смерше" их будет много, и наверное, они будут чем-то напоминать спецэффекты в фильме "Матрица". В "Матрице" зависание героя в воздухе обошлось дорого. Представьте себе по кругу 1000 фотокамер, подключенных к управлению компьютером. Герой подпрыгнул, и его одновременно сняли с 1000 позиций. Потом все снимки "запускаются" как один кадр, и в итоге - человек "висит" в воздухе. Это очень сложно.

    - С кем будете работать?

    - В съемках примет участие команда каскадеров из "Антикиллера". Графику и специальные эффекты буду режиссировать сам.

    - Актуальна ли сегодня тема противостояния добра и зла?

    - Она всегда актуальна. Я не считаю, что сейчас дефицит добра, это зависит от отношения каждого человека к жизни. У нас люди не умеют быть счастливыми. Очень мало счастливых людей, поэтому остается ощущение несчастливой нации. Это зависит от неумения самостоятельно мыслить у большого процента населения.

    - Почему играть главную роль будет Игорь Петренко?

    - Во-первых, нам был нужен хороший молодой артист. Во-вторых, он должен быть медийным, то есть таким, лицо которого сразу вызывает в памяти его фамилию. Таких не так уж много. Это считанные имена. Медийные - Петренко, Чадов...

    Актер Игорь Петренко: ("ВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ВЕРЫ", "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ")

    - Сегодня потребность в национальном герое очевидна. Фильм "Смерш" может стать успешным, потому что пока такого героя, как Матвей Соболев, нет. Образ героя должен быть близок и доступен для понимания. Только тогда молодежь, возможно, захочет ему подражать.

    ...9 Мая Игорь Петренко встретил на Мамаевом кургане... Брат его деда, командир разведгруппы, ушел на задание и не вернулся. Так что ему есть с кого создавать образ его будущего киногероя.

    ...Съемкам будут предшествовать тренировки в спортзале: Игорь, сыграв рефлексирующего Печорина, получил травму ноги и будет восстанавливать мышцы. Эта травма сорвала съемки в "Тарасе Бульбе", но к съемкам "СМЕРШа" он будет в форме.

    Поделиться