25.04.2006 01:00
    Поделиться

    Закон "Об инсайдерской информации и манипулировании рынком" пошел по инстанциям

    Надо отметить, что проект закона об инсайде и манипулировании является одним из приоритетов законотворческой деятельности ФСФР, поскольку он имеет весьма важное значение для эффективного функционирования всего российского фондового рынка. На самом деле для повышения доверия инвесторов к фондовому рынку, в том числе и иностранных, для честной конкуренции участников рынка необходимо законодательно урегулировать все вопросы, связанные с инсайдерской информацией, инсайдерской торговлей и манипулированием ценами.

    На сегодняшний день инсайдерской информацией является необщедоступная важная информация о компании, которая стала известна лишь определенному лицу в силу его служебного положения. В то же время торговля с использованием инсайдерской информации считается крайне вредной практикой на всех развитых рынках, и во всем мире с этим злом ведут борьбу законодатели и регулирующие органы.

    Между тем в России наказать за инсайдерскую торговлю сегодня невозможно, хотя любой участник рынка может припомнить вопиющие примеры таких операций.

    Что касается манипулирования ценами, то оно до некоторой степени все же урегулировано действующим Законом "О рынке ценных бумаг". Однако, как отмечают в ФСФР, это регулирование также недостаточно. Определение манипулирования в законе слишком узко, полномочия ФСФР России по выявлению и доказыванию фактов манипулирования недостаточны, а ответственность за эти нарушения ограничена только лишь приостановлением или аннулированием лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, - не предусмотрены даже административные штрафы, не говоря уже об уголовной ответственности.

    Глава ФСФР Олег Вьюгин отмечает, что в текущем варианте проекта предусмотрена уголовная ответственность за инсайд и манипулирование. Речь фактически идет о двух документах. Один - о противодействии использованию инсайдерской информации - вводит понятие и определения инсайда и определяет полномочия ФСФР и других органов на финансовом рынке.

    На самом деле само по себе обладание инсайдерской информацией - это совсем не нарушение. Однако противоправным является прямое осуществление сделок с ценными бумагами на основе такой информации, а также передача ее третьим лицам для совершения ими подобных сделок.

    Другим документом, предусмотренным в текущем варианте проекта закона об инсайде, является блок поправок в различные законы, которые в том числе устанавливают ответственность за использование инсайда.

    Олег Вьюгин подчеркивает, что административная ответственность могла бы быть эффективной, если бы предусматривался адекватный размер штрафов. Кстати, сейчас предусмотрен максимальный размер штрафа в Кодексе РФ об административных правонарушениях в сумме 10 тысяч рублей. Этого явно недостаточно. Конечно же, штрафы должны быть гораздо большими, но некоторые ведомства отмечают, что нельзя вводить большие штрафы по административному кодексу, и фактически подталкивают тем самым ФСФР ввести уголовную ответственность.

    Впрочем, ФСФР России сознает опасность слишком жесткого регулирования и считает необходимым четко определить меру своих полномочий, чтобы иметь право проверять инсайдеров, получать от них объяснения, истребовать документы. С другой стороны, наряду с выявлением и пресечением нарушений необходимо также направить усилия на предотвращение инсайдерской торговли.

    Поделиться