25.04.2006 02:50
    Поделиться

    Прошел месяц с начала действия Закона об Особой экономической зоне в Калининградской области

    По закону об ОЭЗ, например, калининградские перевозчики для осуществления международных перевозок из Европы на основную территорию РФ обязаны растаможивать свои транспортные средства "на Россию" - с оплатой таможенных платежей. Это, в свою очередь, делает их небольшие предприятия нерентабельными и вообще исключает возможность существования в регионе подобного бизнеса. По словам руководителя администрации Особой экономической зоны и министра экономики правительства Калининградской области Феликса Лапина, проблема транспортников будет решена в самое ближайшее время в рамках Таможенного кодекса, который предусматривает полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин отдельных категорий товаров. В их перечень и планируется включить грузовые машины перевозчиков, зарегистрированных в области.

    Сложнее с калининградскими мясопереработчиками. В конце прошлого года по распоряжению правительства был введен запрет на беспошлинный ввоз на основную территорию России изготовленного в области фарша на основе импортного сырья. Дело в том, что значительная часть местных предприятий под видом переработанной продукции зачастую поставляет "на большую землю" тот же импорт и при этом не платит таможенных пошлин. Правительственное постановление от 31 марта еще раз подтвердило, что производство фарша в особой зоне не отвечает критериям глубокой переработки. Чтобы разрешить проблему, в минэкономразвития подготовили проект постановления, предусматривающего квотирование льготного вывоза фарша из мяса птицы на остальную таможенную территорию РФ. Льготами по новому документу смогут воспользоваться те переработчики, которые будут инвестировать средства в оборудование и технологии, позволяющие проводить более глубокую переработку сырья, а в последующем - перепрофилироваться на выпуск мясоколбасных изделий. Помимо этого, деньги им необходимо будет вложить и в производство местного сырья. Однако, по мнению калининградских фаршевиков, новый документ вызывает вопросы. Какую квоту определит федеральный центр Калининграду? И сколько времени понадобится фаршевикам, чтобы переквалифицироваться в колбасников? По словам руководителя одного из калининградских предприятий Дмитрия Урвачева, переход к глубокой переработке займет не год и не два. Ведь закупленное высокотехнологичное оборудование для производства фарша невозможно перепрофилировать, нужно приобретать новые линии.

    Одновременно самый западный регион прощается с некоторыми давними льготами, существование которых признано неоправданным. На прошлой неделе в Калининграде прошел последний аукцион, касающийся дешевых иномарок - 8 тысяч квот на ввоз в режиме свободной таможенной зоны иностранных легковых автомобилей. После этого по новым правилам желающие ввезти в регион иномарки должны полностью перечислять все необходимые таможенные платежи, что удорожает конечную стоимость автомобиля в два-три раза.

    И все же, несмотря на некоторые шероховатости, возникшие в первые дни функционирования новой Особой экономической зоны, областные власти оптимистично смотрят в будущее. Правительство Калининградской области утвердило форму инвестиционной декларации резидента ОЭЗ, а также организовало временную рабочую группу по разработке комментариев и разъяснений к отдельным статьям закона.

    В Калининграде ждут инвесторов - будущих резидентов ОЭЗ. Как уверяет Феликс Лапин, интересующихся много. Однако пока никто не явился с инвестиционной декларацией в администрацию особой зоны. Возможно, потому, что за короткий срок действия нового закона предприниматели не успели определиться, по каким правилам им жить: то ли вкладывать в какое-либо производство или услуги как минимум 150 миллионов рублей инвестиций и получать налоговые льготы, то ли продолжать беспошлинно ввозить в регион импорт и потихоньку наращивать производственную базу. Режим ввоза товаров в режиме свободной таможенной зоны продлен новым законом еще на 10 лет всем калининградским компаниям, зарегистрированным еще в старой зоне.

    Пока в качестве потенциальных резидентов зоны можно назвать известное калининградское автосборочное предприятие, где в этом месяце начали собирать еще одну марку - американский внедорожник "Хаммер 3", и совместную российско-хорватскую компанию по производству куриных полуфабрикатов, которая летом этого года начнет строить в области новый завод - инвестиции в этот проект составят 200 миллионов долларов. К слову, эта сумма гораздо больше минимальной стоимости инвестиционного проекта (150 миллионов рублей), указанной в законе об ОЭЗ, при которой инвестор может получить статус резидента.

    Поделиться