21.04.2006 02:29
    Поделиться

    Законодатели упростили процесс регистрации права на землю

    Сегодня "Российская газета" публикует закон, от которого, как надеются его разработчики, придут в восторг и граждане, и предприниматели, погрязшие в бумагах, пытаясь зарегистрировать свое право на землю, которой они и так распоряжаются.

     

    Закон фактически ставит крест на бесконечной эпопее так называемого "разграничения собственности" между уровнями власти. Пока власти (Федерация, губернии, муниципалы) не решили, где чья земля, с нею нельзя было ничего делать, так говорил Земельный кодекс. Разграничение, мягко говоря, затянулось, а земельный рынок встал. Не только по этой причине, но и по этой тоже. Теперь власть говорит (после того, как Земельный кодекс пробыл в маргинальном состоянии 4 года, отчего казна потеряла миллиарды): ладно, не вышло с разграничением, давайте без него.

    Когда принимали закон о разграничении собственности, предполагалось, что оно закончится к 2007 году. Но только согласование списков разграничиваемого имущества отнимало около 2-2,5 лет, а аппарат правительства в состоянии выпускать не более чем 20 перечней в месяц. Фактически это значило, что полное разграничение госсобственности на землю было бы достигнуто к 2030-2040 годам. Кроме того, по словам разработчиков публикуемого сегодня закона, стало ясно, что большинство земель фактически и не надо разграничивать, потому что они рано или поздно будут приватизированы. Да, требовалось внести ясность, какой уровень власти будет продавцом конкретных участков земли, и кто получит от нее доход, но это можно сделать без разграничения, более дешевым способом.

    В итоге, говорят разработчики, получилось, что Земельный кодекс построен на предположении, будто полномочия разграничены, и органы распоряжаются своей землей, но это совершенно не так, и весь Кодекс оказался построен на зыбком песке предположений. Кроме того, органы местного самоуправления и губернаторы кинулись получать как можно больше земли в собственность, вне зависимости от того, нужна она или нет - просто для того, чтобы пополнять свой бюджет.

    По словам разработчиков, идеология нового закона такова. Во-первых, отказ от составления перечней разграничиваемого имущества. Во-вторых, авторы закона, по их словам, развели два вопроса: полномочия и бюджет. Чтобы те же муниципалитеты не хватались за землю только ради доходов, доходы отделили от земли. Впрочем, новый закон все равно не решает финансовых вопросов, но их надеются вскоре решить поправками в Бюджетный кодекс. Наконец,

    в-третьих, принято политическое решение, чтобы большинство доходов от неразграниченной собственности Российская Федерация, даже она имеет на них право, отдала регионам и муниципалитетам. Впрочем, это тоже пока лишь благое пожелание - до поправок в Бюджетный кодекс.

    Как уверяют разработчики, теперь можно очень быстро и относительно дешево зарегистрировать собственность. Например, предприятиям, которые переоформляют право на землю, теперь не придется искать ее изначального собственника.

    Возникнут ли у предприятий, получивших землю от тех же муниципалитетов до разграничения, проблемы после того, как это разграничение, допустим, все-таки будет проведено? Авторы уверяют, что нет. По определенным признакам, которые описаны в законе, земля может быть сразу зарегистрирована за публичным органом власти (Федерация, область, муниципалитет). Если признаки налицо, но государственной регистрации нет, орган местного самоуправления должен доказать, что не существует других признаков, которые относят землю к другому уровню собственности. Чувствуете, как накапливается пирамида "признаков"? Зато, верят авторы закона, когда с признаками покончено, орган власти может распоряжаться землею, то есть не только сдавать в аренду, но и продавать. И это право распоряжения, говорят идеологи закона, уже не будет оспорено никем, оно защитит будущего собственника от проблем.

    Посмотрим, как это выйдет на практике. Пока что заинтересованные стороны, натерпевшиеся от земельного нормотворчества, комментируют новый закон крайне сдержанно.

       Комментарий

    Виктор Дамурчиев, руководитель Департамента земельных ресурсов правительства Москвы:

    - Закон упрощает процедуру разграничения государственной собственности на землю и устанавливает более четкие критерии для отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации и к собственности субъектов РФ. Город Москва как субъект РФ будет выполнять требования закона.

    При согласовании проекта указанного закона Москва предлагала предусмотреть проведение согласительных процедур при разграничении государственной собственности на землю. Данным законом предусмотрено утверждение правительством РФ перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на землю. Практика реализации закона даст возможность ответить на вопрос о том, решены ли проблемы разграничения государственной собственности на землю.

    Поделиться