Александр Лукашенко, находящийся у власти уже 12 лет, инаугурировался в третий раз. И накопленный опыт, судя по всему, ему пригодился. Президент хотя выглядел несколько уставшим, но держался строго, почти не волновался и не допускал в речах обычно присущих ему экспромтов. Все по протоколу: присяга на верность народу, краткая речь о внутренней и внешней политике, выступление перед войсками. Потом в стране началось всенародное гулянье.
Церемония, в том числе и проезд президентского кортежа от загородной резиденции по проспекту Победителей, транслировалась по всем каналам национального телевидения и радио. На Октябрьской площади перед празднично украшенным Дворцом республики, где проходили основные торжества, - только что выложенная дорожная плитка, повсюду разноцветные флаги и национальные символы. Погода - как на заказ: яркое солнце и ни одного облачка.
Несмотря на теплую погоду и торжественность случая, мероприятие тем не менее выглядело не очень многолюдным. Накануне инаугурации сотрудники минской милиции взяли Октябрьскую площадь и прилегающие к ней улицы под усиленный контроль.
Счастливчиков, приглашенных на торжества, пропускали только по пригласительным билетам, остальные были вынуждены обходить центр города. Поезда метро через этот район двигались без остановок.
Среди приглашенных на церемонию, за исключением иностранных дипломатов и гостей из России, были только "свои". Как пояснили в Центризбиркоме, присутствие глав иностранных государств с самого начала не предполагалось. Это слишком дорого для Белоруссии с финансовой точки зрения и сложно с организационной.
Но на торжественность церемонии этот факт нисколько не повлиял. Положив правую руку на специально подготовленный экземпляр Конституции, который хранился в администрации президента, Лукашенко поклялся верно служить народу, уважать и охранять его права и свободы, соблюдать и защищать Конституцию. Клятва звучала по-белорусски, и это, как не преминули заметить жители республики, оказались единственные слова, произнесенные на национальном языке. Все остальное президент говорил по-русски.
Впрочем, в этот день клялся на верность не только президент. К особенностям белорусской инаугурации можно отнести то, что на верность уже не только народу, но и самому президенту клялись военнослужащие. Это новшество впервые появилось после выборов 2001 года и, судя по всему, стало традицией.
После принятия присяги во Дворце республики Лукашенко, переодевшись в форму главнокомандующего, вышел на "дворцовую площадь" и произнес речь. На что военные ответили ему троекратным "клянусь, клянусь, клянусь" и торжественно прошли маршем по площади.
В своих выступлениях глава Белоруссии поблагодарил граждан за сделанный выбор. По его словам, в ходе избирательной кампании проявилось "единство народа и власти, их нежелание подчиняться зарубежному диктату".
Что касается внутренней политики, то, как заявил глава государства, народ Белоруссии достиг многого, и "главное - без революций и шоковых потрясений".
К разочарованию сторонников либеральных реформ, надежды на проведение которых накануне инаугурации робко звучали в некоторых СМИ, Лукашенко твердо заявил, что не откажется от выверенной за 12 лет его правления стратегии развития страны.
Кроме своих избирателей Александр Лукашенко поблагодарил за оказанную поддержку руководство России, стран СНГ, некоторых "других государств". По словам президента, белорусский народ это будет помнить и в долгу не останется.