04.04.2006 02:30
    Поделиться

    Обнародован список тем для выпускных сочинений в 2006 году

    В этом году в перечне 380 пунктов, что на три меньше, чем в прошлом. За две недели до экзамена в Интернете можно будет обнаружить и сброшюрованные комплекты тем. Это значит, что круг вопросов по литературе, которые необходимо вызубрить к экзамену, сузится в пять раз (по числу тем в каждом комплекте).

    Между тем в самом списке вот уже несколько лет специалисты находят немало ляпов, ошибок и несуразностей. И, как считает заслуженный учитель РФ Лев Соболев, перечень-2006 - не исключение.

    Российская газета | Темы сочинений из года в год вызывают критику педагогов-литераторов. К ней прислушиваются составители списка?

    Лев Соболев | Больше всего меня расстраивают фактические ошибки в формулировках. Такие, к сожалению, остались и в новой редакции. Вот пример: "Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным". Но любой грамотный десятиклассник знает, что героиня венчается не с Рогожиным, а с князем Мышкиным. В прошлом году я на это указал, но, как видите, никакой реакции. Зато добавились ошибки, которых в прошлом году не было. Так, тютчевское стихотворение "Не то, что мните вы, природа..." приписано Фету, а "Я встретил Вас, и все былое..." - обоим поэтам сразу.

    РГ | Но какие-то ошибки в формулировках все-таки исправлялись?

    Соболев | Да. Убрали из списка не вполне приличную формулировку по лирике Пушкина "Болезнь любви неизлечима". Это цитата из малопристойного стихотворения Александра Сергеевича "Надпись на стене больницы". Кому из чиновников пришло в голову вынести ее в название темы, ума не приложу. Либо это был утонченный стеб в адрес простодушных учителей, либо автор списка сам очень наивен и малограмотен. Не заглянул в стихотворение и не понял, что речь там идет о венерической болезни. Вообще к великому русскому поэту у наших чиновников какая-то особая "любовь". В позапрошлом году всех поразила цитата "Отцы пустынники и девы непорочны...", хотя у Пушкина непорочными названы "жены".

    Была ошибка и в теме по Толстому "Переправа через Неман". На самом деле в указанном эпизоде наши войска переправлялись через Вилию.

    РГ | Есть темы, которые вас не устраивают не формулировкой, а принципиально, содержательно?

    Соболев | Вот тема "Кутузов и проблема простоты, добра и правды в романе Толстого "Война и мир". Но никакой "проблемы" ни у Кутузова, ни у Толстого, ни у читателя с простотой, добротой и правдой нет. Эти качества либо есть, как у русского полководца, либо их нет - как у Наполеона. Во всяком случае, так видится Толстому.

    Мне кажется спорной и тема "Христианские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", потому что, строго говоря, этих самых "христианских мотивов" в нем нет. Это сложный вопрос, но в двух словах скажу: Иешуа создан писателем явно в споре с евангельским Христом. Тема, на мой взгляд, сформулирована очень сложно. "Евангельские мотивы в романе" или "Спор с Евангелием" - так было бы корректнее.

    РГ | Как вы смотрите на то, что в списке очень много цитатных тем?

    Соболев | Есть среди них и абсолютно бездарные, но в основном они сродни свободным темам, а значит, дают простор мысли. Ведь все зависит от того, на каких произведениях выпускник решит раскрывать цитатную тему. Вот передо мной первая попавшаяся из списка, 364-я: "Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека" (Белинский). Если ее раскрывать на произведениях Булгакова, будет один уровень разговора. А возьмете Горького или Маяковского (то есть русское ницшеанство начала XX века), попадете совсем в иные художественные миры. Одним словом, у пишущего здесь огромные возможности.

    РГ | А вам не кажется, что такие необъятные темы брать на экзамене очень опасно. Ведь у недоброжелательно настроенного проверяющего руки абсолютно развязаны.

    Соболев | От темы это не зависит. У недоброжелательного или недобросовестного учителя руки развязаны всегда. Потому что управу на него, конечно, можно найти, но поводов для "конфликтов" всегда сколько угодно. В вузе они гасятся апелляционной комиссией, а в школе - директором. Но если учитель напишет: "Тема раскрыта не полностью", - переубедить его будет сложно.

    РГ | Но ведь какие-то критерии оценки есть?

    Соболев | Они очень субъективны. Мы провели эксперимент: опубликовали в одной из газет два сочинения. Читатели-учителя должны были поставить оценку и написать рецензию. Так вот и то, и другое получило примерно равное количество "двоек" и "пятерок"!

    РГ | Если отвлечься от неприятных "блох" в списке тем, о которых мы говорили, в целом перечень вас устраивает?

    Соболев | Примерно четыре пятых списка толковые. Формулировки, выбор персонажей и эпизодов, все сделано профессионально. Но, опять же недостаток: "мусолить" маленький эпизод, стихотворение или сцену из пьесы в течение всего экзамена - просто пытка какая-то! Здесь такой пример: "Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова" (анализ эпизода из романа "Война и мир", том первый, часть первая, глава шестнадцатая)". Ну не о чем здесь писать шесть часов! Работы на тридцать минут.

    РГ | А в самом романе сколько места занимает этот эпизод?

    Соболев | Сейчас посмотрю - книга под рукой. Так... Это неполных три страницы. Кстати, это не шестнадцатая, а тринадцатая глава!

    Поделиться