02.04.2006 23:00
    Поделиться

    В России вышла первая книга Пауло Коэльо

    Между прочим, в момент выхода "Дневник Мага" ждала та же неудача у читателей, как и следующего за ним "Алхимика". Но пути бестселлеров неисповедимы. "Алхимик" стал знаменит, и теперь Коэльо - чемпион мира по продажам: 65 миллионов экземпляров в 156 странах в переводе на 59 языков. А большие продажи чисто математически влекут за собой продажи еще большие.

    На самом деле Коэльо (род. в 1947), если отвлечься от назойливой его литературной раскрутки, "по жизни" вполне наш парень. Бывший неприкаянный хиппи, которого родители засадили в дурдом, где его "лечили" электрошоком. Дважды убегал, дважды родители его туда возвращали. В последний раз после побега вернулся сам. Иногда кажется, что и в своих книгах он лишь придуривается, делая вид, что "пасет народы".

    Его путь в поп-культуру начался еще в 70-х, когда он, бросив юрфак университета, стал автором популярных песен для бразильской рок-звезды, которую сам называл "бразильским Джимом Моррисоном". Тут и денежки потекли, и военная хунта бросила как диссидента в тюрьму, где Коэльо выдал себя за психа, благо, имелся опыт. Заодно занялся магическими практиками, вошел в "тайные ордена", которые тоже мэйнстрим поп-культуры. Когда Коэльо уволили из фирмы грамзаписи, он занялся литературой, наваяв руководство по вампиризму и рассказы из серии "архивы ада". Не проканало.

    Все это - предыстория "Дневника мага". В очередном тайном ордене, известном, как водится, только его немногочисленным членам, Коэльо посоветовали отправиться в паломничество "за мечом", - из французского городка Сен-Жан-Пье-де-Пор до испанского Сантьяго-де-Компостела. Путь к мощам апостола Иакова-Сантьяго, которым в средние века ходили паломники. Маршрут коммерческий, с проводником, который муссирует идею "нового рождения", чтобы клиент не распался по пути от жары и хандры. Потом выяснится, что наставник еще состоит и в итальянской компартии.

    Вернувшись в полной депрессии домой, Коэльо, у которого было свое издательство, где он печатал свои невостребованные опусы, статьи в газетах и сценарии для телесериалов, решается на "последний шаг". Он хочет повторить успех модного тогда Карлоса Кастанеды, затеяв буквально на пустом месте свое собственное "духовное путешествие". Но если у Кастанеды была хоть какая-то экзотика, - старый индеец Дон Хуан, галлюциногены из кактусов, пустынная местность, то здесь - центр Европы, куда герой прилетает с женой на лайнере.

    И вот здесь Коэльо делает выверт, которому позавидовал бы сам Дон Кихот. Старому идальго из Ламанчи не надо было в свое время доверяться кривому писателю Сервантесу, любителю назидательных новелл, а самому записать дневник своих приключений и духовного восхождения. Именно так поступает Коэльо. Вот толстая раздраженная старуха наспех выдает ему путевку пилигрима, по которой его будут пускать в монастырские гостиницы на маршруте. Вдруг он замечает, как "заблестели ее глаза. В трансе она возлагает ему руки на голову, посвящая в таинство". Вот он принимает какого-то цыгана-воришку, который потрошит чужой рюкзак, за проводника и вступает с ним в бессвязный диалог. Тут появляется настоящий проводник, который на протяжении всего маршрута будет откровенно поражаться дурости своего клиента, и объясняет ситуацию. Нет, вдруг осеняет Коэльо, "это был не цыган, это был сам дьявол".

    Таким будет восприятие реальности на всем пути. Плюс "духовные упражнения" типа "вонзи ноготь указательного пальца в основание ногтя большого и надавливай, пока не почувствуешь сильную боль". Это "физический аналог твоих душевных страданий" - для того, чтобы убрать плохие мысли о себе. Или "вообрази себя заживо погребенным". В свое время Дон Кихот начитался рыцарских романов и сошел с ума, посчитав себя средневековым рыцарем. Для наших современников, чтобы обрести крепкую веру, рекомендуется выход из затяжного запоя или резкий перерыв в приеме наркотиков. Копеечная "эзотерика" и "духовная литература" с элементарными рецептами достижения "просветлений", лежащие на каждом углу, довершат ваш духовный путь. Примерно так выглядит герой "Дневника мага".

    Двойной фокус видения придурочного поведения и "метафизического" его понимания, записанный элементарным слогом опытного телесценариста, бросившего пить, - это, конечно, производит впечатление. Представьте, что вы поехали в Анталию или Хургаду, и там на каждом шагу встречаете демонов, тайных рыцарей, магов, воинов Божьей благодати. А парень из ресепшн, подрабатывающий в летние каникулы гидом, рассказывает вам о духовной сути, почерпнутой из брошюрок об эзотерических ритуалах вашего ордена.

    Поэтому взять и вдруг самому вылезти из-под этого огромного вороха макулатуры, вытащить себя из болота за волосы, как Мюнхгаузен, и навязать современникам, наподобие Пауло Коэльо, представляется не иначе как чудом. Когда вышел "Дневник мага", его, повторю, никто не заметил. Того же издатели ждали от следующего за ним "Алхимика". Но что-то на адской кухне книжного рынка схимичило, сошлось, вступило в реакцию, жахнуло, и - "из пламя и света" явился новый властитель дум.

    Известно, что беременным навстречу попадаются одни беременные, а сломавшим в гололед руки и ноги - такие же, как они, увечные и загипсованные. В те дни, что я читал в метро "Дневник мага", я слышал вокруг себя одни только разговоры дам "коэльовского возраста" о том, что, вот, читают они "11 минут", или "Пятую гору", или "Заир", или еще какую-то дрянь, "и так знаешь, милочка, хорошо и просто написано, что буквально отдыхаешь".

    Всех их поздравляю с только что случившимся в издательстве "София" выходом "Дневника мага" Пауло Коэльо. Но их радость - ничто по сравнению с доходами держателей туристских маршрутов "Пути Сантьяго" в Испании, за что писатель получил специальную премию от правительства этой страны. Не поверите, но полгода назад открыли еще и "Путь Сантьяго" в Австрии - из аббатства Гёттвейг в аббатство Мельк. Со специальными придорожными знаками, на которых цитаты из книги Коэльо. Теперь подумывают о таком же пути - в России. Тут уж просветление можно будет гарантировать на все сто процентов.

    Поделиться