28.03.2006 00:10
    Поделиться

    В "Геликоне" покажут мордобой под бельканто

    В самом названии спектакля "Рита, или люБИТЬ по-РУССКИ", поставленного режиссером Александром Бородовским и перекроившего доницеттиевский водевильный слоган "Рита, или побитый муж", - интрига вечера, где мордобой в буквальном значении русской народной поговорки означает семейную любовь. Жанр этой новообразовавшейся истории о драчливой супруге и двух ее буйных мужьях мог бы вписаться в эстетику популярных реалити-шоу, наподобие "Окон". Если бы не одно обстоятельство - музыка Доницетти, благородное бельканто которой каждой своей нотой возвышает эту нескончаемую потасовку персонажей.

    Рита в исполнении геликоновской примы Татьяны Куинджи - разбитная официанточка, обольстительная, конопатая, в запредельном мини и рюшах экстремального цвета оранж, всеми способами провоцирует агрессию мужчин, дразня их скалкой, тумаками, пинками и добывая себе вожделенное удовольствие, от которого ее супруги готовы бежать с драными чемоданами на край света. Андрей Серов в роли бывшего мужа Гаспаро играет знойного мачо - "ковбоя" в стиле "дикаприо", который прибывает из Канады удостовериться в смерти собственной супруги, но, обнаружив ее с новым муженьком, не упускает случая поиграть в сладостную садомазохистскую игру с законной конопатой женкой. Его накачанный голый торс, увитый кожаными ремнями, ошейники и браслеты, плети, хищный взгляд, поигрывание басом приводят в трепет не одну только Риту. Даже второй муженек озорницы, долговязый невротичный Беппе в исполнении Василия Ефимова решается примерить вместо собственного супружеского розового ошейничка устрашающий образ господина с хлыстом. Но его тонкая теноровая душа не выдерживает тотального экстрима, и он утыкается носом в дамские юбки зрительниц, срывая их материнские поцелуи.

    Трое супругов полтора часа кряду разыгрывают перед публикой бурные сцены, покоя в которых не наступает ни на одно мгновение. При этом - ползая на четвереньках, удушаясь шнурками и ошейниками, прыгая по расшатанным скамьям, умудряются петь бельканто, не потеряв ни одной красивости, вписанной Доницетти в партии. И даже если временами кружево вокальных фиоритур и прошибает неумеренный крик, то ведь и итальянский маэстро не рассчитывал на такой экстремальный режим пения.

    Публика при этом развлекается и иными, изобретенными геликоновцами способами - заедать и запивать оперные опусы. Впридачу к Доницетти на огромном кухонном столе месят тесто, подают пиццу, угощают вином, а в декоре из цветастых клеенок, разрисованных сочными фруктами, булками и винными бутылками (художник Татьяна Тулубьева) укрывается небольшой бодрый оркестр, сведенный дирижером Викторией Унгуряну к размеру бэнда.

    Если принять во внимание "черный юмор" Дмитрия Бертмана, не исключающего возможность для "Геликона" оказаться во время реконструкции "на улице", то именно такой мобильный состав оркестра и солистов может оказаться перспективой на ближайшие несколько лет. Впрочем, "геликоновцы" выживут даже на площади, потому что у них есть инстинкт театра, культ игры и способность освобождать сознание от штампов разума. И разбитная "Рита", блестяще жонглирующая пиццей, бельканто и тумаками, которая впервые выйдет сегодня на сцену, красноречиво докажет зрителям чудодейственность и жизнеспособность этих непростых, но верных принципов.

    Ссылка:

    Культура "РГ": новости кино, театра и шоу-бизнеса