24.03.2006 03:30
    Поделиться

    Юрий Лаптев: "Уровень культуры в России исторически высок"

    Юрий Лаптев считает, что культура заложена в нас генетически.Российская газета: Привыкли уже к Москве?

    Юрий Лаптев: Здесь мне, наверное, облегчило жизнь то, что я всегда интересовался Москвой, правда, не современной, а старой. Петербург связан с Петром, а здесь то, что было до Петра. Когда за небоскребами и суперсовременными зданиями вдруг видишь уголок каких-то белых палат, это греет душу. А сначала, конечно, видел только суету. Вникнув, начинаешь понимать, что это стиль города, совсем иной темпоритм, чем в Питере.

    РГ: А ваш отец, знаменитый певец Мариинки, народный артист СССР, застал еще старый Петербург?

    Лаптев: Отец родился в 1904 году в Киеве и в первый раз попал в Ленинград в конце 20-х годов на первый конкурс вокалистов, где и победил. Он видел еще почти сохранившийся старый Невский проспект, завтракать ходил в "Норд". Вы спросили, привык ли я к Москве. Но я, по сути, ее и не вижу. Своего дома нет. Работа - и дорога в город и за город. Вечером - театр. Когда приехал, думал, что в первый же месяц обойду все старые московские церкви, монастыри, все переулочки. Скоро уже третий год, как этот "первый месяц" маячит впереди.

    РГ: Зато, наверное, постоянно с президентом совещаетесь по вопросам культуры?

    Лаптев: Надо знать занятость Владимира Владимировича, чтобы понимать, что Совет по культуре в присутствии президента - это всесторонне подготовленное мероприятие с выходом на конкретные решения по тем или иным вопросам. В прошлом году он проходил в формате сдвоенных президиумов - Госсовета и нашего Совета по культуре, где обсуждались вопросы сохранения национальных памятников в контексте развития туризма в стране. Такие масштабные заседания не могут быть частыми.

    РГ: А что вы делаете в промежутке?

    Лаптев: Совет по культуре - это консультативный орган, обеспечивающий взаимодействие президента с организациями культуры и представителями творческой интеллигенции. Совет помогает президенту быть в курсе дел по вопросам культуры и искусства и занимается государственными премиями.

    Для решения основных задач в совете создаются рабочие группы. Кроме членов нашего совета, туда входят авторитетные в данном вопросе профессионалы, разрабатывающие ту или иную проблематику. Есть группа по сохранению культурного наследия, группа по творчеству молодежи. Была создана рабочая группа по реформе в сфере культуры, когда мы почувствовали напряжение в нашем творческом содружестве, и надо было перейти от эмоций к делу, то есть понять, в чем проблема и как ее надо решать.

    РГ: Ведь даже один аспект реформы, касающийся театров, вызвал крики, что театры гибнут, а с ними и вся культура!

    Лаптев: Дело в том, что, сколько ни кричи: "Культура гибнет!", дело не движется, а люди привыкают к крику. Эффектно выглядит призыв: "Давайте соберемся все и пойдем к президенту!" Ну, а, может, попытаться самим что-то решить? Допустим, речь идет о законе, посвященном автономным учреждениям, под которыми имеются в виду и учреждения культуры. Нет вредителей-экономистов, желающих уничтожить театры и библиотеки. У них своя система координат, задача создания унифицированной экономической системы. Надо помочь им понять, какие индивидуальные особенности отличают учреждения культуры от учреждений других отраслей. С министерством экономического развития и торговли у нас сложились хорошие отношения в рамках деятельности рабочих групп. Специалисты собирались вместе, впрямую выслушивали аргументы друг друга, начался процесс сближения позиций. Говорили о возможности траты внебюджетных средств, о том, нужны ли попечительские советы при том, что есть художественные советы. О том, где учредителю взять столько компетентных людей, чтобы в каждом театре был свой попечительский совет. Не уничтожит ли это саму работу театра.

    РГ: Но советы задумывались как противодействие диктату главного режиссера, который зачастую еще и директор театра.

    Лаптев: Конечно, чтобы худрук и директор не был царем. Если выбираешь независимую от государства форму, будь новым Коршем или театром Зимина, живи, как хочешь. Но если ты государственный служащий, то равняйся на объективную реальность. Но главное, чтобы реформы не мешали эффективности работы учреждений культуры.

    РГ: Или объяснить, почему, например, система тендеров не слишком хороша для театров, киностудий и реставрационных мастерских?

    Лаптев: Да, 60 тысяч одних тендеров, как у Хлестакова! Ужесточение правил размещения госзаказа на услуги в сфере культуры, установленное 94-м законом, серьезно усложнило и без того непростую ситуацию. Нужно помнить, что культура требует бережного к себе отношения в процессе законотворчества, всестороннего обсуждения проблем, что и показало совещание, проведенное 20 марта. Мы собрали реальных творцов - Олега Табакова, Валерия Фокина, Юрия Соломина, Карена Шахназарова и других видных деятелей культуры, членов президиума совета, руководителей минкультуры и Роскультуры, председателей профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, представителей минэкономразвития и минюста. К сожалению, не было представителей минфина. Мнения сторон по этому вопросу совпадают - закон нужен, но в него необходимо внести поправки. Люди выявили общую позицию, по которой возможно сближение сторон и решение проблемы. Идеала, когда можно будет получать деньги от государства как при социализме, иметь полную власть как при феодализме, а тратить, как при капитализме, не получится. Как пел Дон Базилио в "Севильском цирюльнике": "Вы дайте денег, я вам все устрою, и больше ко мне не приходите". Нет, должен быть контроль и прозрачность.

    РГ: И каким будет результат этой встречи?

    Лаптев: Я надеюсь, за неделю мы подготовим документ, намечающий пути решения проблем, представим его на президиум совета, затем отправим в министерства, чтобы там рассмотрели возможности поправок к 94-му закону и законопроектам об автономных учреждениях и привязки этих законопроектов к проекту нового бюджетного кодекса, который готовит минфин. Если это не будет увязано с бюджетом, то вагоны тронутся, а локомотив останется на месте. Я хочу подчеркнуть, что мы не подменяем собой министерство культуры, которое готовит законы. Мы выделяем болевые точки и обращаем на них внимание сторон. Главное, чтобы совет стал связующим звеном в аккумуляции конструктивных идей и мнений. Мы все по одну сторону.

    РГ: Как советник президента вы участвуете в его культурных мероприятиях или готовите их?

    Лаптев: В некоторых участвую, в других помогаю при их организации. У президента исключительно насыщенный график работы, но, во-первых, культура всегда должна присутствовать, а, главное, он сам живо всем интересуется. В этих вопросах я выступаю в контакте с протокольной службой. О монополизации проблем культуры с моей стороны речи не идет. У президента широкий круг интересов. Не на всех премьерах он может побывать, но он считает необходимым быть в курсе происходящего. Реконструкция Большого театра и Мариинки тоже интересует его не формально. Последнее по времени, что было, это открытие театра в Новосибирске. То, что президент практически прилетел из одной части света в другую, сам его приход в театр - это было чрезвычайно важно и для артистов, и для жителей города.

    РГ: О том, что еще предстоит, можете сказать?

    Лаптев: Я не беру на себя смелость говорить о планах, но в конце апреля должны быть благотворительные концерты, посвященные памяти Павла Хлебникова, - в Москве и в Петербурге. У людей должна остаться память о жизни Павла, о его участии в программе восстановления, сохранения сельских церквей в России. Думаю, что и готовящийся саммит в Петербурге будет иметь широкую культурную программу.

    РГ: А сами успеваете следить за культурной жизнью?

    Лаптев: Стараюсь, когда позволяют дела. Иногда и вместо отдыха, поскольку считаю, что это тоже часть моей работы. Увидеть премьеру важнее, чем прочитать о ней в газете. То же могу сказать по поводу выставок в Историческом музее или юбилейных экспозиций в Кремле. Для меня стала полным потрясением первая выставка в Одностолпной палате Кремля - "Никон и царь Алексей Михайлович". Читаешь в книгах о "дремучих веках", и вдруг видишь, что Никон пользовался очками и заказывал в Японии лаковый футляр для шляпы. Видишь Соборное уложение с пометками юного царя или как он вписывает свои пожелания в церемонию интронизации Никона. Не говоря о потрясающем помещении, впервые задействованном в музейной жизни.

    РГ: Уровень культуры в стране можете оценить?

    Лаптев: Уровень культуры в России исторически высок. Как бы мы ни сетовали на ее упадок, во многом она заложена в нас генетически. Это как вечная мерзлота. Пригреет солнышко, и сразу лезут цветочки наружу. Другое дело, что не надо их топтать, а то и сухие ветки можно убрать. А когда видишь, как работают музеи, создаются коллекции, как в Ярославле, например, возникла новая потрясающая школа иконописи - значит, кто-то же приложил к этому усилия. Мы ведь мало знаем позитивной информации. Недавно был в Омске. Буквально был поражен увиденным. В трехстах километрах от Омска есть старинный город Тара, которому 412 лет и где несколько лет назад по улицам разве что на тракторе можно было проехать. Там построен новый драмтеатр, собрана сильная труппа. Строится ледовый дворец, великолепная библиотека с компьютерным залом. В другом поселке есть зоопарк, куда вся область ездит смотреть на бегемотов. Прекрасные детские учреждения в самом Омске - эстетические школы при музеях, театр-лицей, куда берут детей начиная с четырех лет, а они потом выходят на сцену и участвуют в спектаклях. Говоря о больших коллективах, надо вспомнить, какую поддержку оказали президентские гранты - сначала музыкальным театрам, потом коллективам народного творчества, потом драматическим. Это не только конкретная помощь, это еще знак и ориентир для появления грантов в субъектах Федерации, в регионах, в муниципальных образованиях. Всюду есть уникальные учреждения культуры, будь то картинная галерея, музыкальная школа, детская студия, театр, филармония или все, что угодно. Это еще и поддержка завтрашнего дня страны.

    РГ: То есть пессимизма нет?

    Лаптев: У меня нет. Взять ту же музыкальную культуру, которая мне особенно близка. Сколько у нас артистов балета, оперы, которые востребованы во всем мире, став полноценными членами мирового музыкального сообщества. Да, есть угроза сложившейся педагогической системе. Но я вспоминаю, как Владимир Владимирович Путин встречался после первого фестиваля "Крещендо" с нашими молодыми музыкантами, имеющими уже мировое признание. Да, он сказал, ваши педагоги из Москвы, Петербурга, Новосибирска, создавшие замечательные скрипичные и фортепьянные школы, были великими людьми. Но теперь уже на ваши плечи ложится задача, чтобы следующее поколение сказало: "Так я же учился на кафедре у Мацуева". Или: "Мне же преподавала Анна Нетребко". Как пел Боян: "Недолог век на земле певцу". Приходит рубеж, когда понимаешь, что должен передать опыт другим. Задача артиста понять, что здесь он получил бесценный дар и должен передать его дальше.

    РГ: Может, закончить тем, с чего начали, - с судьбы репертуарного театра?

    Лаптев: Я уверен, что репертуарный театр - это наше достояние. Если мы его смогли сохранить до сих пор, то потерять и стать сплошной антрепризой, как везде, было бы преступно. Но руководители театра должны понять, что условия и порядок в нем должны соответствовать общепринятому в мире регламенту. Если актер четко знает, когда у него спектакли, какие премьеры предлагают, какие будут репетиционные отрезки, он станет приезжать и с гастролей, и со съемок. А если его срывают, а потом говорят: нет, сегодня не этот спектакль и премьеру мы поменяли, то желающих участвовать в этой дикости не будет, несмотря на все бюджетные и внебюджетные вливания. И сам зритель уже иной - он смотрит на видео зарубежных звезд и постановки, театры приезжают на гастроли, он различает, где халтура, а где настоящее искусство. Наступает время новых театральных менеджеров, к которым будут приезжать и с радостью выступать наши же лучшие звезды. Только надо делом заниматься, а не кричать, что культура гибнет, потому что на самом деле не можешь соответствовать сегодняшнему дню.

    Поделиться