23.03.2006 03:00
    Поделиться

    Николай Спасский: Москва не ослабит позиций на Шпицбергене

    Москва и Осло обсудили щекотливый вопрос нашего присутствия на этом острове. Корреспонденту "РГ" удалось задать несколько вопросов Спасскому о том, с какими еще проблемами кроме задержания российских рыболовецких судов сталкивается наша страна в Баренцевом море.

    Российская газета | Какую хозяйственную деятельность Россия ведет на Шпицбергене? Будет ли как-то подкорректирован статус нашей страны на этом архипелаге?

    Николай Спасский | Статус России на Шпицбергене определен в Парижским договоре 1920 года. Суть этого документа заключается в делимитации архипелага и предоставлении всем странам - участницам договора права свободно осуществлять там хозяйственную деятельность. Естественно, что архипелаг принадлежит норвежцам и подчиняется законам этой страны.

    Начиная с тридцатых годов прошлого века Россия занимается на Шпицбергене угледобычей. В последние годы в силу экономической нецелесообразности эта деятельность пошла на убыль. Были закрыты две шахты.

    Однако в связи с тем, что угледобыча - это дотационный вид деятельности и наша оставшаяся в Баренцбурге шахта в течение 10-15 лет будет выработана, встал вопрос о диверсификации экономического присутствия России на архипелаге и повышении эффективности нашей угледобычи.

    РГ | Какие реальные доходы дает России ее хозяйственная деятельности на Шпицбергене?

    Спасский | Сейчас угледобыча не является доходной деятельностью. Ее дотирует российский бюджет.

    Основной интерес России заключается в присутствии на Шпицбергене. Стержнем нашего присутствия в обозримой перспективе может по-прежнему оставаться только угледобыча.

    В настоящее время рассматривается вопрос о строительстве новой шахты. Но это решение будет приниматься на новой основе, как надлежит принимать такие решения в XXI веке. Должно быть фундаментально проработано технико-экономическое обоснование. По возможности принятие решения должно быть основано на тендерной основе. Должно быть предусмотрено сотрудничество с частным бизнесом и с иностранными фирмами.

    Параллельно нужно разворачивать другие направления нашей деятельности на Шпицбергене. Речь идет о современно организованных научных исследованиях, проработке вопроса о месторождениях нефти и газа, развитии туризма, организации рыбопереработки. Особо подчеркну, что нужно разворачивать именно туристическую деятельность на архипелаге. Но это возможно только в сотрудничестве с норвежцами, у которых уже есть налаженная инфраструктура и осуществляется массовый туризм на архипелаг. Туда ежедневно из норвежского города Тромсе прибывают коммерческие рейсы.

    РГ | Когда, на ваш взгляд, произойдет прорыв в решении вопроса о разграничении морских пространств Баренцева моря и в вопросах рыболовства в районе архипелага Шпицберген?

    Спасский | Этот вопрос напрямую связан с задачами нашего визита. У нас существует четкое понимание того, что свертывание российского присутствия на Шпицбергене ослабило бы российские стратегические позиции в Арктике в целом. Не следует забывать, что Россия - великая арктическая держава. Ослабление нашего присутствия на архипелаге наверняка подорвало бы и наши позиции на переговорах с Норвегией о разграничении морских пространств и в вопросах рыболовства. Поэтому мы считаем, что наше присутствие должно иметь стратегическую перспективу. Для этого в ближайшие годы России предстоит принять очень серьезные решения.

    Поделиться