15.03.2006 04:10
    Поделиться

    Джеррольд Пост: психологический портрет современных террористов

    Один из основоположников прикладной политической психологии США, профессор и бывший кадровый разведчик ЦРУ Джеррольд Пост в эти дни находится в Москве. Он согласился встретиться с корреспондентом "РГ" и рассказать, как выглядит психологический портрет современных террористов.

    Российская газета | Можно ли считать психологию терроризма универсальной или же, скажем, палестинский и иракский терроризм отличаются друг от друга?

    Джеррольд Пост | Следует четко различать разные виды терроризма. Нельзя смешивать националистический сепаратизм с религиозным фундаментализмом. Существуют громадные различия между группами, которые протестуют против того, что происходит в обществе, и теми, кто пытается заставить общество жить по их правилам.

    РГ | Вы изучали поведение главы "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена. Помогла ли эта работа в борьбе с этой террористической организацией?

    Пост | Невозможно бороться с тем, чего не понимаешь и не знаешь. При изучении бен Ладена я пришел к следующему выводу: за голову главаря террористов надо давать один доллар, а не миллионы.

    Лидер "Аль-Каиды" сильно озабочен своей репутацией. Это его слабое место. Он очень волнуется, что о нем думают его последователи и люди за границей. Когда после терактов 11 сентября 2001 года бен Ладен выступил с телеобращением, то сильно интересовался реакцией мира на свои заявления.

    Глава "Аль-Каиды" считает себя человеком, близким к Богу. Раньше, когда он читал проповеди среди молодежи, то ощущал свою значимость и необычность. Ряд успешно проведенных терактов сформировал в нем чувство успеха и всесильности. В итоге бен Ладен постепенно стал ощущать себя избранным Богом. На этой его слабости и надо играть. Любое принижение "ценности" бен Ладена, такое, как крошечное вознаграждение за его поимку, будет принижать его статус в глазах других террористов. И постепенно они перестанут воспринимать лидера "Аль-Каиды" как террориста "номер один" и главную угрозу Западу. Тогда активность бен Ладена пойдет на спад.

    Я обнаружил, что террористов вообще отличает невиданное чувство гордости. Подогревая эту гордость, от них можно узнать массу информации о работе и планах их групп. Поэтому таких людей лучше не допрашивать, а интервью-ировать. На допросах они чувствуют себя героями и не выдают никаких сведений.

    РГ | У вас есть готовые рецепты того, как можно противостоять терроризму?

    Пост | Террористы проводят свои акции, чтобы оказать психологическое воздействие на общество. Нам также необходимо бороться с ними психологическими методами.

    Во-первых, нужно предотвратить вовлечение молодежи в террористические организации. Во-вторых, следует постоянно сеять рознь внутри этих организаций. В-третьих, облегчить желающим возможность выхода из террористических групп. И, наконец, необходимо прекратить поддержку семей, известных экстремистскими взглядами. Дети в таких семьях продолжают дело родителей. Это совершенно здоровые люди, не страдающие психическими расстройствами. Просто их восприятие мира подталкивает их к мести тем режимам, от которых пострадали их родственники.

    Победить в войне с терроризмом невозможно. Наша цель - снизить угрозу террора, бороться с ней еще на ранних стадиях.

    РГ | Как, на ваш взгляд, может выглядеть психологический портрет нынешнего иранского руководства? Можно ли с этими людьми о чем-либо договариваться?

    Пост | Ключевая фигура в Иране - это духовный лидер Хаменеи. Президент не принимает самостоятельно значимых решений. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад полностью предан своему духовному лидеру и согласует с ним свои действия. Проблема заключается в том, что о Хаменеи трудно судить: он практически не появляется на людях, ведет затворнический образ жизни. О нем можно делать выводы по его советникам. Команда Хаменеи отличается резко выраженными антизападными взглядами. Эти люди нисколько не озабочены тем, что об Иране думают в западных странах. Иранские власти заявили своему народу: наша ядерная программа - это внутреннее дело. А Запад незаконно указывает нам, что можно и чего нельзя делать. Поэтому для иранцев, которые традиционно испытывают чувство гордости за свою страну, США и Европа представляются врагами.

    РГ | После прихода к власти в Палестине экстремистской организации ХАМАС можно ли говорить о склонности нынешнего руководства Палестины к терроризму?

    Пост | Террористы перестают быть террористами, оказавшись в других политических условиях. Со временем власти Палестины пойдут на смягчение своих взглядов в отношении Израиля. Они понимают, что Запад не будет экономически поддерживать тот режим, который уничтожает мирных людей. Общественное мнение вообще является гибкой материей. При грамотном руководстве Палестина способна стать мирной страной. Но задачу по обеспечению мира ее руководители должны сами взять на себя.

    Поделиться