14.03.2006 01:30
    Поделиться

    Воронежские памятники пойдут с молотка?

    Муниципальным памятникам пытаются придать "статус неприкосновенности"

    Как «РГ» уже сообщала, в центре пристального внимания общественности оказалась выставка-экспозиция боевой техники Великой Отечественной войны, а также, в частности, памятники Пушкину и Ленину, над которыми якобы нависла угроза распродажи.  Боевые машины и монументы оказались в заложниках по причине многомиллионных долгов МУПов, на балансе которых они состояли. Арбитражный управляющий, который руководит процедурой банкротства, сообщил, что часть техники по решению кредиторов будет выставлена на распродажу. Та же участь, по словам господина управляющего, ожидает еще несколько памятников, расположенных в центре Воронежа. У горожан и, тем более, ветеранов такое решение коммунальных проблем (банкроты – предприятия ЖКХ) энтузиазма не вызывало.

    В мэрии уверяют, что никакой распродажи монументов не допустят, однако заявления эти не подкрепленные решительными действиями как-то мало успокаивают. Потому что, как показывает практика, ничего невозможного нет. Выставили же на торги в Петропавловском районе памятник местной футбольной команде со стартовой ценой в 500 рублей. И, конечно, продали бы - да желающих не нашлось.

    На днях скандальную ситуацию, которая сложилась с памятниками в Воронеже, прокомментировал руководитель управления архитектуры и градостроительства Воронежской области Леонид Яновский. Как он пояснил, скульптурные изображения по формальному признаку бывают двух видов. Во-первых, это монументы, относящиеся к объектам культурного наследия, в их числе - памятники Ленину на главной площади Воронежа и в Павловске, а также памятники Петру I, поэтам  Алексею Кольцову, Ивану Никитину и некоторые другие. Те или иные действия, возможные в отношении этих объектов монументального искусства, регламентируют уполномоченные органы: для памятников федерального значения это министерство культуры РФ, а для монументов регионального значения – управление культуры и туризма области. Вторая категория памятников - те, что формально не являются объектами культурного наследия. К их числу относятся, к примеру, памятники Пушкину, Платонову, Бунину, Белому Биму, Котенку с улицы Лизюкова, появившиеся на городских улицах и площадях за последние несколько лет. Однако ценность этих скульптурных изваяний для города очевидна: они являются элементами архитектурной среды, формируют городское пространство, придают Воронежу особый колорит. «Лозунг эпохи дикого капитализма «Все на продажу!» не должен распространяться на произведения монументального искусства», - резюмировал Яновский.

    Согласно 131-му закону, ответственность за содержание территорий общего пользования, в том числе расположенных здесь скульптур, бюстов, мемориальных плит, возложена на органы местного самоуправления. Если говорить конкретно, то распоряжаться судьбой местных памятников - в компетенции мэрии Воронежа. Городские власти вправе пустить с молотка памятники Бунину или Платонову (на пьедестале последнего, кстати, нанесена известная платоновская фраза «А без меня народ неполный» - весьма символичная в данных обстоятельствах), и юридические нормы при этом не будут нарушены. Но сама постановка вопроса о продаже монументов для расчетов с кредиторами безнравственна. Поэтому областные власти, дабы придать «статус неприкосновенности» всем объектам мемориального искусства, расположенным в Воронеже, предложили два варианта решения проблемы. Первый - срочно создать в городе некие «заповедные» зоны, куда будут включены все элементы архитектурно-художественного оформления города, не подлежащие продаже или демонтажу (что весьма актуально ввиду хаотичного строительства, ведущегося в городе). Второй вариант - передать муниципальные монументы в областную собственность, под крыло управления культуры и туризма.

    Высказался на тему продажи памятников и председатель городской думы Сергей Колиух, который, в частности, напомнил, что депутаты давно уже рекомендовали мэрии придать памятникам статус казенного имущества. Эта мера, по мнению спикера, позволит объектам культуры «причаститься бюджетного иммунитету».

    Между тем, вице-мэр Воронежа Юрий Кретинин заявил, что памятники и боевые машины были незаконно внесены в конкурсную массу, и распорядился - по настоянию ветеранов - сообщить куда надо о методах работы конкурсного управляющего, который будоражит общественное мнение, распуская слухи о распродаже культурно-исторических объектов, поднять вопрос о лишении его полномочий.

    Памятник Белому Биму формально не является объектом культурного наследия. Но подобные изваяния являются элементами культурной среды, формируют городское пространство.

    Городские власти вправе пустить с молотка памятники Бунину или Платонову. Но сама постановка вопроса о продаже монументов для расчетов с кредиторами безнравственна.

    Поделиться