28.02.2006 04:00
    Поделиться

    Предприятиям не хватает квалифицированных молодых рабочих

    Согласно Постановлению Правительства РФ N 650 от 1994 года учредителями учебных заведений профтехобразования могут быть органы исполнительной власти РФ или субъектов Федерации. Сегодня многие предприятия, испытывающие дефицит кадров, охотно стали бы соучредителями техникума или училища. Но юридически нельзя. Некоторые же ПТУ давно занимаются коммерческой деятельностью: это позволяет хоть как-то держаться на плаву. Хотя в новом Налоговом кодексе РФ внебюджетные доходы учебных заведений предписано облагать налогом на прибыль.

    По словам бывшего министра образования РФ Владимира Филиппова, "рынок образования и рынок труда между собой не совмещены. Не хватает одних специалистов, зато налицо перепроизводство других". Как считает директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак Калина, предприятия, а они в большинстве своем частные структуры, не требуют от государства бесплатных станков, дармовой электроэнергии, сырья. Но рабочего, на учебу которого затрачено немало, завод привык получать бесплатно. По мнению И.Калины, за каждого человека, получившего профессиональную подготовку, предприятие должно платить.

    Вот, например, "горячая десятка" профессий, востребованных на рынке труда Санкт-Петербурга (декабрь-январь-2005/2006): подсобный рабочий, дворник, электросварщик, слесарь, электромонтер, токарь и т.п. Схожая ситуация почти по всей России. Но число профтехучилищ и их учащихся в стране постоянно сокращается: с 1,8 млн. чел. в 1992 году до 1,57 млн. в 2005-м. Выпускники же ищут работу не на заводах. Главная причина - низкая зарплата и отсутствие "социалки" (то есть детских садов, поликлиник, общежитий, пансионатов и т.п.). Кадровая же система ПТУ ныне укомплектована педагогами и мастерами производственного обучения лишь наполовину. Сам же рабочий класс туда не стремится: средняя зарплата в профтехобразовании - 3 - 4 тысячи рублей. Правда, в прошлом году в столице начал работу Индустриальный педагогический институт, но его выпускники смогут приступить к работе только через несколько лет. Если останутся в своей дипломной специальности. Станочно-учебный же парк, да и учебники в основном устарели задолго до рождения нынешних учащихся, современный же рабочий должен владеть современной техникой.

    Пожалуй, один из наиболее серьезных вопросов - взаимоотношения с бывшими базовыми предприятиями. Долгое время многие заводы и фабрики имели собственные ПТУ. Увы, за 1996-2005 гг. только в Москве лишились такого покровительства свыше 90 училищ. Столичная недвижимость - это огромные деньги...

    Предприятиям нужны кадры с 5 - 6-м разрядом, но в училищах сегодня дают лишь 3-й. Бывшие ПТУ и техникумы не готовили рабочих высшей квалификации. Скажем, швейному производству постоянно нужны швеи-мотористки, а ПТУ готовят швей индивидуального пошива. Потому приходится брать людей с улицы и пытаться учить. По мнению Виктора Дёмина, президента Союза директоров средних специальных учебных заведений РФ, "пока нет внятного ответа на три главных вопроса: кто отвечает за подготовку рабочих? какие рабочие нужны? почему их не хватает?".

    Тем временем, три крупных автосборочных предприятия Ульяновской области компенсируют профтехучилищам коммунальные услуги. По схожим схемам взаимодействуют с ПТУ около 20 крупных российских компаний, но пока это капля в море.

    Во многих странах предприятия независимо от формы собственности отчисляют на подготовку кадров от 2 до 12% ежемесячного фонда зарплаты. А, например, в Германии и многих других странах, даже в развивающихся, если компания не хочет сама учить рабочих, она платит специальный налог, деньги от которого идут на национальное профтехобразование.

    Между тем в 2004-2005 годах в Москве почти 200 учебных заведений начального и среднего профтехобразования объединили в 57 профессиональных колледжей. Это позволило повысить качество профтехобучения, ибо "на выходе" выпускники могут получать 4 - 5-й разряды. А в Ульяновской области уже несколько лет составляют перспективный план развития профтехучилищ. Информацию о спросе на рабочую силу областное правительство сводит со смежными данными, после чего составляется прогноз спроса и предложения рабочей силы на ближайшие годы. А в подмосковной Балашихе с 2004 года заводы отчисляют деньги на работу местного Центра занятости и профессиональной подготовки/переподготовки кадров. Но таких "точек" в стране пока немного.

    Поделиться