25.02.2006 02:20
    Поделиться

    Успех бобслеистов растет из советского спорта

    Понятно, что с чистого листа победы не приходят и у каждого успеха есть своя база, основы которой были заложены еще во времена СССР. Хотя справедливости ради стоит сказать, что и тогда отношение к санному спорту и бобслею было неоднозначным.

    Сани "под колпаком"

    Дебют санного спорта состоялся в 1964 году на IX зимних Играх в Инсбруке. Первым олимпийским чемпионом стал немец Томас Келлер, а чемпионкой - его соотечественница Ортрунд Эндерляйт.

    На международной арене наши спортсмены дебютировали лишь в конце 60-х годов прошлого века.

    Сами саночники рассказывают, что этот прорыв состоялся только благодаря тому, что в 1967 году тогдашний президент Международного союза санного спорта австриец Берт Изатич привез председателя Госкомспорта Сергея Павлова на первую в мире искусственную трассу в Кенигзее и уговорил проехать в санях-двойке по ее ледяному желобу. Павлов получил от той поездки столь незабываемые впечатления, что сразу по возвращении в Москву сумел убедить Политбюро в необходимости развивать санный спорт в СССР.

    Через год в СССР появились первые санные трассы, отвечавшие тогдашним мировым стандартам (в Кавголово под Ленинградом и в Цесисе под Ригой), а еще через несколько лет от Мурманска до Бакуриани действовало более 30 спортивных школ.

    К подготовке наших спортсменов и количеству завоеванных медалей в Спорткомитете относились очень серьезно и саночникам никаких поблажек не делали. К тренировочному процессу подключались специалисты из ГДР, Польши. Там же закупались форма и сами сани. Однако уже у 1980-м в СССР была создана "саночная" инфраструктура, воспитывались и свои тренерские кадры. Над разработкой саней и полозьев трудились целые заводы.

    Деньги из бюджета выделялись практически в неограниченном количестве, хотя и за результат спрашивали строго. Дебют на Олимпиаде наших саночников состоялся в 1972 году, а уже перед Играми в Лейк-Плэсиде стало очевидно, что в женских санях мы можем рассчитывать на медали самого высокого достоинства. Вера Зозуля и Ингрида Амантова к тому времени уверенно выступали на мировой арене, и первая уже успела стать чемпионкой Европы. Была поставлена задача подготовить их прорыв, и к делу были подключены невиданные мощности.

    За два года до окончания строительства в США олимпийской санно-бобслейной трассы пришлось воспользоваться помощью... КГБ. Благодаря работе наших "нелегалов" в Москву доставили точный план олимпийской трассы. После недолгих совещаний было принято решение построить ее точную копию. За строительством следили на самом верху, строителей постоянно подгоняли, сдвигая сроки. Этот уникальный во всех смыслах опыт взаимодействия спецслужб и спортсменов сработал на все сто - в Лейк-Плэсиде Вера Зозуля завоевала первую и пока единственную в истории отечественных саней золотую олимпийскую медаль, а Амантова стала третьей.

    Источники вспоминают еще один интересный случай. До 1985 года основной тренировочной базой нашей сборной был немецкий Оберхофф. В те годы между СССР и ГДР существовал своеобразный бартер - наши саночники и бобслеисты накатывали свою тренировочную норму в Германии, а немецкие конькобежцы готовились на льду "кузницы мировых рекордов", как называли тогда высокогорный каток "Медео". Следуя принятой в нашей сборной традиции выжимать из всего по максимуму, наши саночники за отведенное для тренировок время успевали делать по шесть спусков, в то время как спортсмены из ГДР делали лишь по три. В какой-то момент директору трассы подобное положение стало действовать на нервы, и он заявился в команду с категорическим требованием совершать в день не более четырех спусков. Возражения тренеров даже не выслушивались. Встревоженные руководители сборной срочно позвонили в Москву. В тот же день на Медео к немецким конькобежцам пришел "наш человек" и сообщил братьям по социалистическому лагерю, что с завтрашнего дня они занимаются только на одной половине катка. "Бегаете от сих и до сих, а дальше чтобы ни-ни!" - прочертил границу представитель спорткомитета. Утром следующего дня директор трассы в Оберхоффе прибежал в лагерь сборной СССР с извинениями, и инцидент был исчерпан.

    В то время прогресс отечественной школы санного спорта был впечатляющим. Сани стали если не массовым, то по крайней мере широко распространенным видом спорта. Увы, с развалом СССР этот вид спорта ушел в тень, и лишь сейчас он имеет шанс вновь стать в России своим. Порукой тому и успехи Демченко, и то внимание, которое оказывается к саночникам. По крайней мере теперь у них есть деньги на приобретение качественных компонентов для изготовления саней. А один комплект деталей стоит от трех тысяч евро!

    В списках не значится

    Бобслей - безумно дорогой вид спорта. Об этом говорят сами спортсмены, руководители нашей федерации. Судите сами - на зарубежной трассе один спуск "четверки" стоит 55 евро, "двойки" - 35. А на тренировках скатиться по ледяному желобу необходимо не раз и не два... Вдобавок сани-боб стоят порядка от 50 тысяч евро за машину. Верхнего предела нет. В бобслейной тусовке ходят слухи, что на разработку бобов для олимпийской команды американцы потратили порядка миллиона долларов. Но сами сани - это еще не все расходы. Комплект боевых полозьев примерно 25 тысяч евро. А если говорить о строительстве искусственной трассы, отвечающей международным стандартам, без которой дальнейшее развитие этого вида спорта в нашей стране просто немыслимо, то надо вспомнить, что олимпийский санно-бобслейный комплекс в Чезана Париоль обошелся устроителям Олимпиады в 70 миллионов евро.

    Увы, пока готовить наших спортсменов приходится не в России. Сейчас наша команда тренируется в Норвегии, Канаде, но всем совершенно очевидно, что нужна и своя трасса. Она вскоре должна появиться в Москве на базе центра зимних видов спорта около метро "Нагорная".

    Однако об этом заговорили только сейчас - когда наши спортсмены стали стабильно попадать в призеры этапов Кубка мира.

    Вообще бобслей - во многом исключительный вид спорта. По специфичности и сложности организации соревнований он вполне мог бы сравниться с автогонками. Возможно, поэтому бобслей первым из санных видов спорта прорубил себе дорогу на Олимпиаду. Он входил в программу Белых олимпиад с 1924 года.

    Дороговизна бобслея всегда делала его спортом для благополучных стран. Только страна с устойчивой экономикой могла культивировать столь дорогостоящее состязание. Строительство дорогих желобов, конструирование саней, подготовка экипажей во все времена было делом весьма и весьма затратным. Из-за этого перечень стран - участниц олимпийских турниров долгое время был мал и узок. А на Играх 1960 года в американском Скво-Вэлли организаторы отказались от строительства трассы, решив таким образом сэкономить 750 тысяч долларов из довольно скромного бюджета, выделенного правительством США на Олимпиаду.

    Разразился крупный скандал, в ходе которого три европейских города предлагали организовать олимпийский турнир бобслеистов у себя. Но МОК решил проблему по-своему, радикально, в первый и последний раз вычеркнув из программы Игр эти соревнования...

    В СССР на все была своя точка зрения. В справочнике "Все о спорте", выпущенном в 1978 году, черным по белому написано: "В СССР бобслей не культивируется".

    Статья о бобслее занимала в книге чуть более половины страницы. Смысл повествования о чуждой советской стране диковине сводился к тому, что этим видом спорта занимаются практически те же, кто его придумал, - жители альпийской Европы и примкнувшие к ним американцы. С жиру бесятся, констатировал автор статьи. Так что в советской стране не было не только секса, но и бобслея...

    Впрочем, спустя два года этот "буржуазный" вид спорта у нас все-таки появился. Созданием федерации мы обязаны латышу Роланду Упатниексу. Этот человек, в разное время занимавшийся автомобильным и санным спортом, возглавил у себя на родине группу подвижников, усилиями которых в мае 1980 года была учреждена сначала секция, а потом и федерация бобслея. В Москве подумали - и согласились с необходимостью развивать некогда чуждое явление.

    Серьезную помощь молодому виду спорта оказал рижский завод ВЭФ. Специалисты предприятия в короткие сроки изучили весь 60-летний мировой опыт, и уже на Олимпиаде 1984 года в Сараево советская модель "боба" была признана одной из передовых. Кроме признания специалистов, усилия производственников были отмечены бронзовой медалью экипажа-двойки в составе Зинтиса Экманиса и Владимира Александрова.

    Прорыв советских бобслеистов на международную арену был стремителен. На внутренних первенствах заявлялось до 50 (!) экипажей. Собственные команды были почти во всех крупных городах Советского Союза. Как следствие, в прибалтийской Сигулде наконец появилась первая и, как оказалось, последняя санно-бобслейная трасса мирового уровня. Спроектированная немцами и возведенная югославами в 1986 году, она через два года помогла нашей сборной завоевать в Калгари олимпийское "золото" в "двойке" и "бронзу" в "четверке"...

    И опять, как и в случае с санями, после развала Союза нам пришлось ждать почти пятнадцать лет, чтобы экипаж Александра Зубкова снова заставил говорить о российских бобслеистах весь мир.

    Поделиться