17.02.2006 05:00
    Поделиться

    Утвержден новый перечень государственных секретов

    Нули секретности на титульном листе отсутствуют, хотя сто тринадцать пунктов документа несведущие люди могут принять за официальную шпаргалку для шпионов. На самом деле ловить на этих страницах современным пауэрсам нечего. Перечень содержит лишь самые общие данные о российских тайнах. Точнее, о тех областях нашей жизни и деятельности, где эти самые тайны присутствуют. К ним специалисты отнесли места дислокации и способы применения Вооруженных сил, ядерного оружия, мобилизационные возможности страны, оборонные научно-технические разработки, любые сведения о разведывательной и контрразведывательной деятельности российских спецслужб и так далее. Строго говоря, Америку мы не открывали - подобные документы существуют в каждой уважающей себя державе. Имелся подобный список и в Советском Союзе, и прежде в России. Что же заставило его пересматривать?

    - Причин как минимум две, - объяснили "РГ" в министерстве обороны, где тоже готовили предложения в документ. - Прежде всего надо было привести список тайн в соответствие с новой структурой федеральных органов исполнительной власти. В ходе административной реформы появились ведомства, имеющие доступ к закрытой информации, но не фигурирующие в прежнем перечне.

    Требовалось легализовать их право быть носителями гостайны, что и сделал президент. Кроме того, в новом перечне уточняются сведения с учетом изменений в Законе "О государственной тайне". Здесь, как вы понимаете, комментариев не будет.

    В подготовке документа участвовали около двадцати министерств, федеральных служб и различных ведомств. Межведомственная комиссия при правительстве проанализировала их предложения и свела в единый список. Только после этого перечень поступил на подпись к главе государства. Эксперты утверждают, что в целом корректировки оказались несущественными. Хотя есть и новации. Например, впервые в перечень попали сведения, "раскрывающие планы войск в мирное время в специальных (контртеррористических операциях) по обеспечению защиты государства, общества и личности от антиконституционных действий и противоправного вооруженного насилия". Если перевести с казенного на русский, то нельзя открыто писать или говорить о тактических подробностях предстоящих боев в той же Чечне. Понятно, что распоряжаться такими данными президент разрешил лишь тем, кто эти операции планирует и проводит, - минобороны, ФСБ, МВД и так далее. Сама жизнь вызвала какие-то изменения в деятельности отдельных структур, и документ пришлось привести в соответствие с новыми реалиями. "Речь ни в коем случае не идет о каких-то концептуальных переменах. Подход к государственной тайне в целом остался неизменным", - особо подчеркивают разработчики документа.

    Слава богу, что никому не взбрело в голову кардинально пересматривать перечень. Это мы уже проходили на заре перестройки. Вообще шараханье вокруг госсекретов - не первый, но неизменный признак младодемократии. Как всеобщая завеса тайн - обязательный признак тоталитаризма. В советские времена страсть к "обнулению" довлела над любым мало-мальски властным органом. А в армии она подчас становилась абсурдной. Специальные цензоры в погонах следили, чтобы газеты не "засвечивали" слишком много армейских специалистов. Под лимит попадали даже солдаты-срочники. Например, разрешалось открыто называть фамилии двух авиационных планшетистов в год. Потом от государственных тайн решили отказаться вовсе, и главный контрразведчик страны сдал иностранным спецслужбам систему прослушки в московских посольствах, а заодно центры подготовки агентуры. Надо ли говорить, какой моральный и материальный урон понесла в итоге страна.

    Эксперты утверждают, что с этой точки зрения новый документ выглядит вполне профессиональным. Лишних сведений там не напихано, но и "секретосодержащие" сферы не пропущены. К гостайне, в частности, отнесены сведения о наших потерях в военное время. Это правильно. По таким цифрам противник может судить не только о боеготовности Вооруженных сил на стратегическом направлении, но и о способности страны дальше воевать. Если подразделение потеряло половину личного состава, его надо выводить в тыл на переформирование. Но аналогичные сведения в мирные дни генералы больше не секретят - с прошлого года сводные данные о потерях в Вооруженных силах ежемесячно помещают на сайте минобороны в Интернете.

    С военизированными структурами все ясно: им, по определению, доверено владеть тайнами. В общем-то, ясно, почему свой список закрытых сведений представило в правительство, скажем, минпромэнерго: во время войны энергетика становится такой же стратегической отраслью, как самолетостроение или производство боеприпасов. Но с какого бока к госсекретам примыкает, допустим, сельскохозяйственное ведомство? Все очень просто, объясняют эксперты. По запасам продовольствия в стране знающий человек легко определит, как долго государство сможет противостоять агрессии или вести наступательную войну. Между прочим, этот фактор Гитлер не учел во время разработки плана "Барбаросса". Точнее, аналитики немецкого генштаба уверили фюрера, что экономика СССР рухнет после захвата крупных промышленных районов в центральной части Советского Союза. Возможность массовой эвакуации стратегических заводов на восток они даже не рассматривали. За что в итоге и поплатились.

    Поделиться