27.01.2006 03:50
    Поделиться

    Как спасти школьников от Интернета

    Классную руководительницу моего сына-семиклассника зовут Татьяной Александровной. Это современный педагог, требующий прилежания и от учеников, и от родителей. Она "не закидывается" в учительском раже при виде кое-как слепленного сочинения, если уж школьнику досталась тема о свободолюбии "Тараса Бульбы". Педагог учитывает, что с Гоголем конкурируют телевизионные новости.

    Мы понимаем друг друга, когда говорим о психологии переходного возраста, о неизбежных школьных "романах". Согласно киваем головами, рассуждая о саботаже уроков под предлогом мороза, хотя температура чуть выше оценок в дневнике. И только на одном вопросе спотыкаемся: как семикласснику пользоваться Интернетом? Тем более если по ряду причин учитель Интернетом пользоваться не может.

    Помогут ли жесткие меры сделать компьютерную Сеть более подходящим местом для школьников и остальных россиян? Готов дать ответ всем коллективным Татьянам Александровнам, у школьной доски или в зале на Охотном Ряду, в шинели или в рясе. Всем, кому всерьез не безразлична судьба российского поколения, взрослеющего одновременно с Интернетом.

    Интернет многогранен. Подвергать цензуре сетевую структуру - все равно что сечь плетьми море или телефонные провода. Сеть сама по себе ничего породить не может, ее содержание создается и управляется людьми. Исправлять недостатки нужно не в каналах связи, а в обществе. Похоже, это невдомек многим "охранителям" общественной нравственности, которые рассчитывают победить алкоголизм акцизными марками, а проституцию - рейдами к гостинице "Интурист".

    Смешаны понятия, метры помножены на литры.

    Посмотрим правде в глаза - как в реальности можно отгородиться от грязных уголков Интернета? Есть три варианта заслона.

    Первый - радикальный: ограничить или запретить пользоваться Сетью. Жили без Интернета и дальше проживем. Путь возможный, но дорого нам обошелся бы - уж очень удобна эта технология, и достоинств у нее в тысячу раз больше, чем недостатков. Доказано, что, даже если удается в какой-то стране запретить передовую технологию, через двадцать лет она все равно будет там: в новой упаковке либо при новых правителях. Запретить Интернет можно, но с огромным скандалом и массовым саботажем, и надолго ли? По-моему, в России точно не сработает.

    Второй - назовем его для простоты "китайским", хотя пользуются им не только в Поднебесной. Суть - установка фильтров на пути "нежелательной" информации как внутри страны, так и снаружи. Ради присутствия на гигантском рынке поборники "свобод" из крупнейших западных интернет-компаний выполняют требования китайских властей.

    У такой системы есть свои достоинства, проверенные временем. Еретические книги можно сжигать вместе с еретиками, а можно и тех и других прятать под замок. Эти не пригодятся - так другим будет наука.

    Понятно, что для воплощения такой модели нужен репрессивный аппарат. Цензоры-настройщики "фильтров", сетевые сыщики для присмотра за "умниками" и "добровольные помощники", которые подскажут сыщикам, где те недоглядели. Опасность в том, что злоумышленники далеко, их достать сложно, а "умники" - под боком.

    Не все так мрачно, как я описал. На самом деле мы уже поддерживаем такое окружение, и это совсем не больно, нужно только привыкнуть. Нужны примеры? Это поисковые машины, учитывающие и запоминающие наши сетевые запросы, это базы данных ответственных за наш покой силовых органов. На отечественный СОРМ всегда найдется американский "Патриотический акт", и надо еще посмотреть, кто из нас больше в конституционном поле своей страны.

    Приходится выбирать, что нам дороже: "свобода" или спокойствие с безопасностью. Если мы готовы доверить часть личного "суверенитета" Мистеру Х, кто взамен обещает уверенность и безопасность, остается только обсудить размер уступок. Именно такой подход принят большинством стран, включая либеральные, хотя апологеты "свободного Интернета" и станут отрицать этот очевидный факт.

    Есть и третий путь, самый сложный, и о нем надо думать всем миром: построение ответственного Интернета.

    Он зарождался как закрытая среда военного и научного обмена, где "чужие не ходят". Поэтому в его архитектуре не предусмотрена ни защита от угроз, ни возможность фильтрации нежелательной информации, превращающей сегодня Интернет в агрессивно-кислотную среду. Сеть равно открыта для хорошего и плохого, для творцов и подлецов.

    Пользователю не надо "визитной карточки", и эта анонимность - одновременно достоинство и недостаток Интернета. Принятые обществом способы защиты от злоумышленников могли бы работать в Сети по тем же правилам, если бы у нарушителей было лицо. Не только безопасность, но и многие другие требования современного информационного общества могла бы обеспечить системная авторизация пользователя, его узнаваемость.

    Что нужно для реализации этой идеи? По сути, такая сетевая структура могла бы стать "надстройкой" над современной Сетью, использующей ее технологии. Все "велосипеды" уже изобретены, нужно только некое общественное согласие. Понадобится "критическая масса" пользователей, готовых пересесть на эти "велосипеды" и поехать в новую, ответственную Сеть.

    Выбор за вами. Вы жаждете полной свободы, но понимаете все риски, с ней связанные? Ваш компьютер защищен от взлома, вы не храните в его базах никакой ценной для вас информации, вас не заботит качество получаемой информации, нужна лишь неограниченная свобода? Добро пожаловать на планету Интернет!

    Вы хотите уверенности и безопасности? Тогда откройте лицо и назовите свое имя - это ваш пропуск в новый сетевой мир. На пороге этого мира стоит Мистер Х и следит за выполнением принятых в обществе правил. И именно здесь вы найдете корректность, достоверность и безопасность информации.

    Что же с цензурой? Цензура, на мой взгляд, опасна и бессмысленна. Она противоречит Основному Закону страны.

    Требуется совсем другое: соблюдение законодательства Российской Федерации, которое запрещает человеконенавистничество во всех его формах, которые одинаково омерзительны и школьному учителю, и народному депутату, и религиозному деятелю. Создание нетерпимости к проявлению низменных человеческих инстинктов и через воспитание, и посредством неотвратимого судебного наказания - вот путь зрелого разума и зрелого гражданского общества.

    Если все это сложится, то я найду ответ еще на один вопрос классной руководительницы моего сына. Этот вопрос непрост. Как быть учительскому коллективу, который узнал от "доброжелателя" об альтернативном сайте родной школы? Содержание сайта, созданного семиклассниками, весьма отличалось степенью откровенности от официального сайта. Что в такой ситуации делать педагогам? Сегодня у меня ответа нет - ведь и сам сорок лет назад в седьмом классе участвовал в школьном "самиздатовском" журнале.

    Поделиться