19.01.2006 05:00
    Поделиться

    Калининградский бизнес получил уникальные льготы

    Крупный бизнес получил уникальные льготы

    По новому закону, резидентом (участником) особой зоны может стать далеко не каждый предприниматель, работающий в Калининграде. Под режим особой зоны попадают проекты ценой свыше 150 миллионов рублей, при этом 70 процентов производства и 90 процентов собственных или арендованных средств должны находиться в области, а в числе персонала - половина местных жителей. За это инвестор получает освобождение от налога на прибыль на 6 лет и его уполовинивание еще на 6 лет. Арендная плата на землю будет зафиксирована на весь период действия договора о резидентстве, а резидент может не продавать часть своей валютной выручки Центральному банку.

    Однако на режим особой зоны не могут претендовать предприятия, которые занимаются добычей или торговлей нефтью и газом, производством подакцизных товаров (водки, например), кроме авто, оптовой и розничной торговли и финансовой деятельности. Конечно, никто не запрещает делать водку или держать магазин в Калининграде, но лишь на общих основаниях.

    Главное, чего как бы лишились калининградские предприниматели - таможенных льгот. В принципе они остались: ввозить в область оборудование и прочие товары можно по-прежнему без пошлин, но вывозить это все в Россию без таможни уже нельзя. Это должно перекрыть самый любимый вид калининградского бизнеса: ввезти из ЕС в регион нечто, чаще всего авто, и тут же перепродать это на "большую землю".

    Самое интересное в законе - сохранение на 10 лет режима прежней зоны, образца 1996 года, для тех предприятий, кто уже работает. Значит ли это, что для того, кто торговал автомобилями, ничего не изменилось? Как пояснили корреспонденту "РГ" в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, вовсе нет: поскольку таможенные вопросы вынесены в отдельную главу, эта глава в данном случае и работает, то есть прямой реэкспорт запрещен. Но что будет с предприятиями, которые действовали хитрее? Так, минувшим летом губернатор Белгородской области жаловался, что калининградцы разрушили ему весь рынок курятины. В то время как формально действовал запрет на ввоз иностранной курицы, она преспокойно попадала в Россию как калининградская продукция: курицу из ЕС посыпали перцем, меняли этикетку и гнали на восток. То же - со сборкой автомобилей "БМВ", где, по словам калининградского губернатора Георгия Бооса, есть всего одна российская деталь: сумочка для инструментов. Комментариев экспертов на этот счет пока получить не удалось.

    Авторы закона надеются, что с его принятием регион наконец-то станет экспортно ориентированным. Так, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов считает, что закон поспособствует "созданию конкурентоспособных производств", а "отдаленность региона от России и приближенность к Евросоюзу превратится из недостатка Калининграда в его преимущество". Закон, по мысли авторов, обеспечит рост экспорта товаров и услуг на 20 процентов, ВРП - в 2,5 раза и рост пополнений бюджетов всех уровней в 4 раза.

    В самом Калининграде мнения разошлись. Представители региональных властей то сдержанно хвалят новый документ, то подвергают его сомнению. Очевидно, сказывается то, что калининградский вариант документа был сильно поправлен в Москве (так, из закона ушло разрешение работать по режиму зоны нефтеперерабатывающим предприятиям в то время, как губернатор области ратовал за строительство нового НПЗ на льготных условиях).

    В то же время калининградский бизнес законом, кажется, доволен. По крайней мере те, кто занимался более серьезным бизнесом, чем простой реэкспорт. И хотя малым предприятиям явно ничего не светит (кроме сохранения прежних льгот, не всегда весомых, на 10 лет), бизнес, и малый в том числе, уповает на приход в регион крупных предприятий, которые помогут держаться на плаву и "малышам" тоже.

    Поделиться