21.12.2005 03:40
    Поделиться

    МЭРТ надеется, что новый закон о госзакупках ударит по коррупции

    Вчера статс-секретарь - заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов собрал ведающих закупками чиновников и полдня растолковывал им, как именно минэкономразвития намерено победить коррупцию.

    Ажиотаж вокруг закона царит страшный: речь идет о колоссальных суммах, причем о наших с вами деньгах: это мы, налогоплательщики, даем деньги государству, чтобы заказывало услуги и товары для своих и наших нужд. В будущем году предполагается потратить на это триллион рублей. Сколько из этих денег было бы разворовано, не будь нового закона, и сколько будет растащено, несмотря на него, - точно не знает никто, но вот несколько фактов. Как показала проверка МЭРТа, чиновники в среднем покупают системные блоки компьютеров по 150 тысяч рублей (красная цена - тысяч 12), мониторы - по 60 тысяч (истинная стоимость - не выше 10) и машины по 180 тысяч долларов. Между тем сами поставщики компьютерной техники божатся, что торговали с чиновниками по тем же ценам, что и с гражданами. Все остальное, стало быть, приписки и "откаты", в которые, несмотря на деланное удивление, вовлечены и сами "прикормленные к власти" поставщики. Неудивительно, что цифра возможной экономии от нового закона растет у г-на Шаронова с каждым месяцем помимо того, как его эксперты все глубже влезают в черную кассу своих коллег. Если летом г-н Шаронов надеялся сэкономить 100 миллиардов рублей в год, теперь он говорит о 150 и даже 300 миллиардах экономии.

    Суть нового закона в том, что почти все закупки будут осуществляться на открытых торгах, а право оказать власти платную услугу надо будет заработать на открытом же конкурсе. Конкурсы были и раньше, но и участники рынка, и эксперты г-на Шаронова признают: затея превратилась в профанацию. Так, на торгах реализовывалось лишь 7,7 процента нужных государству товаров, а доля честных конкурсов (то есть когда победитель заранее неизвестен) и вовсе оценивается в 1 процент. Поэтому новый закон и упрощает процедуру и делает ее более прозрачной. Так, срок подачи заявки на конкурс сокращается с 45 до 30 дней до его проведения и до 20 дней - для аукционов, а порядок самих конкурсов и аукционов устанавливается не местным законом и не решением конкретного чиновника, а постановлением федерального правительства. Его пока нет, но г-н Шаронов пояснил, что главным критерием отбора станет наименьшая цена на аукционе и наилучшие условия на конкурсе.

    Однако по мере прохождения закона через инстанции в нем появились любопытные исключения из правил. Так, закупать товары ценой ниже 250 тысяч рублей чиновник может по-прежнему без конкурса. Правда, при этом он должен ориентироваться на сложившиеся цены (биржевые котировки) и доказать проверяющему, как своей жене, что совершил выгодную сделку. Показательно, что в сыром варианте закона эта цифра составляла всего 60 тысяч рублей, но, как видим, лоббисты сделали свое дело, повысив ее в 4 раза. Другое ограничение - обходить конкурсы можно не чаще раза в квартал. С другой стороны, разрекламированные ранее электронные аукционы явно повержены в правах - торговать в Интернете с государством можно лишь, если цена партии товара не превышает полумиллиона рублей.

    Несмотря на сопротивление лоббистов отечественных производителей, к госзакупкам практически на равных впервые допущены иностранцы. Ограничение только в случае, если товар или услуга предназначены для целей обороны и безопасности (так что министр сельского хозяйства г-н Гордеев, возмущавшийся, что армия есть иностранное, удовлетворен) или если есть прямой запрет на сделку с иностранцем в международном договоре или в федеральном законодательстве.

    Новость и в том, что плохие, недобросовестные поставщики (конкурс выиграл, а товара нет) попадут в "черный список". Он будет составляться раз в квартал, срок пребывания в "черных" - 2 года, через два года неудачник может снова попробовать поучаствовать в конкурсе. По этому поводу минэкономразвития пришлось выслушать целый шквал претензий: ревнители чистоты закона говорили, что нехорошо, когда "черный список" составляется не по решению суда, а административно. Однако минэкономразвития сделало ход конем и намерено инициировать соответствующие поправки в гражданское законодательство.

    Суждено ли сбыться надеждам г-на Шаронова и рвущихся к госзакупкам честных бизнесменов, за которыми стоит армия наемных работников с их зарплатами и семьями? Ряд обстоятельств заставляет все же смотреть на "идеализм" минэкономразвития несколько скептично. Так, московское правительство, похоже, намерено сохранить особые условия для "правильных фирм", причем это не вызвало никакого сопротивления со стороны минэкономразвития. По словам президента Московской торгово-промышленной палаты Леонида Говорова, в столице "при прочих равных конкурсных показателях надежные предприятия будут иметь определенные преимущества". И это не слова: правительство Москвы готовит соответствующее постановление. Известно, что некий "список надежных" уже составлен в столичном ТПП и что в их число попадут предприятия, отмеченные премией "Московское качество". Лауреатам есть что терять: прежде, по московским законам, столичные предприятия пользовались железными преференциями, но теперь эту норму из столичного законодательства придется убрать.

    Нельзя назвать понятной и ситуацию вокруг закупок государством нефтепродуктов на бирже. Известно, что именно на "горючке" чиновники делают самые большие "откаты", но, если заставить их покупать топливо на бирже, "малина" накроется. Постановление минэкономразвития на этот счет согласовывалось долго и тяжело (все визы были получены лишь 6 декабря), но, как стало известно корреспонденту "РГ", противоречия окончательно не преодолены и чиновника если и вытолкнут на биржу, то не раньше второго полугодия 2006 года. Так, вопрос о выборе аукционной площадки пока даже не обсуждался.

    Недоволен и малый бизнес. Да, в законе появилась обязательная норма, что 15 процентов объема закупок должно приходиться на малые предприятия, но откуда взялась именно эта цифра, никто внятно сказать не может. Между тем с самого начала министр экономического развития и торговли Герман Греф, расхваливая закон, апеллировал именно к "малышам", ища у них политической поддержки в своем крестовом походе на коррупцию.

    Конечно, трудно ожидать, что у г-на Шаронова все получится легко и сразу. Зато даже первые месяцы работы и первые цифры экономии позволят наконец оценить, сколько реально из триллиона наших с вами налоговых рублей идут на строительство особняков на Рублевке и в другие интересные точки на земном шаре. Увидев масштаб, федеральная власть, возможно, поймет, сколь высоки ставки, и следующий поход на коррупцию будет еще радикальнее.