16.12.2005 03:00
    Поделиться

    Водители бьют инспекторов знанием законов

    Спрос на курсы большой: в течение двух часов, пока объявление висело в интернет-конференции, записались несколько десятков желающих. Организаторы курсов утверждают, что овладевать правовыми знаниями водителей вынуждает нынешняя ситуация на дорогах. Больше всего водители страдают от незаконных действий сотрудников ГИБДД, поэтому правозащитники и водители решили воздействовать на инспекторов силой закона.

    В первую группу попали полтора десятка человек, больше не вмещает комната, которую пришлось использовать под аудиторию. Из остальных желающих формируют следующие группы обучаемых. Причем желание ликвидировать правовую безграмотность высказали сами автомобилисты, так что члены Свердловского регионального общественного движения "Комитет по защите прав автолюбителей" только поддержали инициативу снизу. Хотя сначала поводом для волнений среди посетителей автомобильного интернет-форума, а потом и поводом для создания правовых курсов стала история с председателем комитета Георгием Бадьиным.

    - Недавно я помогал водителю разобраться на месте ДТП с участием патрульной машины ГИБДД, - рассказал "Российской газете" Георгий Бадьин. - Инспектор повредил частный автомобиль и стал "прессовать" молодого водителя, а я за него вступился. Дело кончилось тем, что меня задержали и доставили в РУВД. Об этой истории я рассказал на интернет-форуме, и водители предложили создать правовые курсы, чтобы помогать своим коллегам в подобных случаях.

    Как утверждают активисты комитета, сотрудники ДПС повально нарушают служебные инструкции и законы, оформляют протоколы и постановления о штрафах с нарушением требований, "слишком грамотных" водителей насильно доставляют на медэкспертизу, направления на экспертизу составляют задним числом, машины эвакуируют с нарушением прав автовладельцев.

    Все это учли организаторы курсов. Теперь здесь проходят правовой минимум, который дают и госавтоинспекторам. Разъясняют права водителя и права инспектора, правила оформления протокола и постановления, основания для задержания автомобиля и запрещения его эксплуатации, требования к медицинскому освидетельствованию на алкогольное опьянение, объясняют разночтения в трактовке нарушений, связанных с выездом на встречную полосу, изучают разбор дела в ГИБДД, в мировом суде и порядок обжалования судебного решения.

    - Первое, чему мы учим наших слушателей, это то, что они должны отлично знать правила дорожного движения, - рассказывает юрист "Комитета по защите прав автолюбителей" Максим Едрышов. - Второе: они не должны бояться инспектора. В то же время не надо грубить инспектору, он тоже человек, и разговаривать с ним надо вежливо и спокойно. Между прочим, такое отношение между водителем и инспектором, как правило, заканчивается "мировой", без штрафа и взятки.

    Тем не менее правозащитники дают водителям обязательные инструкции к поведению на дороге. Например, остановить автомобиль имеет право лишь сотрудник милиции в форменной экипировке ДПС и ГИБДД, обязательно с нагрудным знаком и жезлом. Если вам показалось подозрительной личность инспектора, следует доехать до ближайшего поста или экипажа ГИБДД и сообщить о случившемся на дороге. Если вас все-таки остановили, из машины выходить не обязательно, в нормативных актах об этом ничего не сказано. Сотрудник ГИБДД должен вежливо, без напоминаний представиться водителю, назвать звание, должность, фамилию и подразделение, которое он представляет, кроме того, сотрудник ГИБДД обязан назвать причину остановки, суть нарушения и меру ответственности, которая предусмотрена за это нарушение. В случае конфликта с инспектором водитель вправе потребовать у него служебное удостоверение, и инспектор обязан его показать, не выпуская из рук, но так, чтобы водитель смог переписать данные удостоверения.

    - Мы призываем водителей действовать по принципу: виноват - отвечай, не виноват - защищайся. Если вынесено постановление о наказании, а вы считаете себя невиновным, надо обжаловать это постановление либо в суде, либо у вышестоящего начальника ГИБДД, - сообщил юрист Максим Едрышов.

    Среди слушателей первой группы оказались две девушки. Как шутят однокурсники -мужчины, инспектора настолько очерствели, что женские чары на них не действуют. Тем не менее курсанты всерьез взялись за учебу. Обучение бесплатное, а в качестве оплаты договорились, что выпускники будут безвозмездно помогать водителям, попавшим в неприятные ситуации на дороге.

    Поделиться