16.12.2005 02:00
    Поделиться

    Почему не удавалось экранизировать знаменитый роман Булгакова?

    Фото: Юлия Майорова.Владимир Наумов намеревался экранизировать "Мастера" вместе со своим другом и коллегой Александром Аловым. Их "благословила" Елена Сергеевна Булгакова, которая дала прочитать полное парижское издание романа. Но как рассказывал Наумов, однажды ему приснился сон. Умершая Елена Сергеевна явилась к нему и сказала, что фильм сниматься не будет...

    Право снимать картину получил Элем Климов, которого поддержал председатель Госкино Ф. Ермаш.

    Элем Климов

    "Даже Тарковский не знал, как сделать кота, - рассказывал Элем Климов. - Я видел фильм Александра Петровича - это памфлет про Солженицына. Он взял кусочек романа... Мне не понравилось. Видел Вайду, где все происходит на свалке. Иуда звонит по телефону-автомату и доносит на Христа..."

    Элему Климову, в начале перестройки ставшему первым секретарем Союза кинематографистов, удалось добиться разрешения поставить "Мастера и Маргариту".

    Позднее он вспоминал: "Когда мы с братом делали сценарий, речь шла о том, что мы пишем "по мотивам романа" с полным уважением к автору. Так мы и работали - долго, сложно. И, естественно, очень волновались: как люди, которых мы уважаем, оценят наш труд?

    Почему не вышло? Потому что это так называемое "сверхзвуковое кино" - то, которого еще нет. Технологий еще нет, их надо разработать. А старого кино я уже наснимался. Требовались большие деньги. Тогда я их не нашел..."

    Эльдар Рязанов

    Экранизировать роман Булгакова мечтал Эльдар Рязанов. Я позвонил мэтру. Его жена сообщила, что Эльдар Александрович на съемках с утра и до ночи. Ему не до интервью. Да и вообще, сказала она, никакой драматической истории с попыткой взяться за Булгакова не было. На эту тему есть запись в его дневнике 1985 года:

    "Февраль. Визит к секретарю ЦК КПСС М. В. Зимянину, ведающему идеологией. Прежде чем я попал к нему на прием, я месяца три пробивался через референта. Встреча все откладывалась и откладывалась. У меня, собственно, была одна просьба - разрешить мне постановку фильма по роману "Мастер и Маргарита". Зимянин сказал, что посоветуется. Это меня поразило - ведь он же главный по идеологии. С кем ему советоваться? Неужели такие, в общем-то, частные вопросы выносятся на Политбюро?

    Март. Числа не помню. Заведующий отделом культуры ЦК КПСС В. Ф. Шауро - многолетний идеолог со стажем - увидел меня на каком-то нашем кинематографическом пленуме и подошел:

    - "Мастера" ставить не будем! Есть решение! Не будем!

    Я хотел узнать, кто это решил, почему отказ, и напросился на прием к заведующему культурой. Шауро как попугай твердил одно и то же:

    - Есть решение, "Мастера" ставить не будем! Не надо!

    Я пытался разведать, кто, на каком уровне принял это решение, какие резоны для отказа, но Шауро был однообразен. Напуская на себя вид, будто он что-то знает, но не имеет права сказать, он повторял:

    - Нет, нет! "Мастера" ставить не будем. Есть решение...

    Подозреваю, он сам ничего не знал, где и кто решил, кто так распорядился. Скорее всего, Зимянин поручил ему передать мне отрицательное мнение о моей затее".

    Геннадий Полока

    "Шел 1963 год, когда я познакомился с Еленой Сергеевной Булгаковой. И однажды зашел такой разговор. "Мне кажется, - сказала Елена Сергеевна, - вы должны ощущать стихию Булгакова. Все в наших разговорах убеждает меня в этом. Не только соединение несоединимого, но и то, что вы так любите Москву, без чего поставить Булгакова нельзя". Я относился к Булгакову, к его личности, как к Гоголю, считал, что надо иметь моральное право прикоснуться к гению. Потом я был лишен права работать в большом кино, меня взяли художественным руководителем в телевизионное объединение "Экран". Началась перестройка, меня выбрали председателем Гильдии режиссеров. Элем Климов был председателем Союза кинематографистов, у нас были дружеские отношения. Я не читал климовский сценарий, его замысел улавливал из отдельных разговоров. Климов считал, что имеет право браться за Булгакова. Но его требования были высокие: в качестве основных персонажей он видел лучших артистов современности, даже составил список из восьми звезд американского, французского и нашего кино".

    Российская газета: Вы видели фильм Юрия Кары?

    Геннадий Полока: Не довелось, и, может быть, к счастью. Была еще картина Владимира Бортко "Собачье сердце". Это фильм одной интонации, но нет в нем булгаковского света. А ведь булгаковский мир второй половины его творчества вырос из московского советского искусства. Если не чувствовать этого, может получиться мизантропическое сочинение, полное презрения к человеку, что несвойственно Булгакову. Либо выйдет набор анекдотов.

    РГ: Что вы ожидаете от фильма Владимира Бортко?

    Полока: Честно говоря, боюсь. Со страхом жду, что мне придется это смотреть. Как я боялся фильма о Есенине, который недавно закончился. Не мог заставить себя его смотреть. Произведения гениальных писателей обречены на такую линию ремейков. Сколько раз ставили "Анну Каренину"? И еще экранизации будут. И "Мастера и Маргариту", думаю, будут ставить вновь.

    Юрий Кара

    Среди тех режиссеров, которым все-таки удалось создать свои версии "Мастера и Маргариты", были поляк Анджей Вайда, югослав Александр Петрович и наш Юрий Кара. Первые две экранизации были практически единодушно признаны неудачными. Фильм режиссера Юрия Кары, снятый более десяти лет назад, так и не вышел на экраны.

    Кстати, Юрий Кара на просьбу корреспондента "РГ" прокомментировать предстоящий показ "Мастера и Маргарита" ответил отказом: "Не буду пиарить этот фильм..."

    Поделиться