16.12.2005 00:40
    Поделиться

    Воронежская Дума обсудила бюджет области на 2006 год

    Утверждают депутаты Воронежской областной Думы

    Российская газета: Татьяна Григорьевна, разработка и принятие бюджета области процесс хотя и ежегодный, но далеко не рутинный: жизнь каждый раз ставит перед депутатами все новые и новые, требующие решения, проблемы, всякий раз в борениях и спорах приходится находить оптимальный баланс между благими намерениями и реальными возможностями. Нынче формирование документа проходит в условиях реформирования межбюджетных отношений органов государственной власти и местного самоуправления, продиктованного известным федеральным законом 131. Как справляется Дума с усложнившейся задачей?

    Татьяна Мещерякова: Прежде чем приступить к формированию областного бюджета будущего года, пришлось, действительно, разработать и принять закон Воронежской области "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления", чтобы закрепить на долгосрочный период финансовые источники, обеспечивающие выполнение возлагаемых на местные органы власти полномочий. Данный закон составляет правовую основу новой системы взаимоотношений органов государственной власти области с муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетной сферы. Законом установлены нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов, специальных налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет; органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями органов государственной власти области; урегулированы размеры межбюджетных трансфертов; утверждены методики распределения средств областного бюджета на оказание помощи муниципальным образованиям. И лишь после этого в октябре в Думу был внесен проект закона о бюджете области на 2006 год.

    РГ: В чем особенности нового бюджета? Насколько он соответствует нынешнему уровню задач социально-экономического развития области?

    Мещерякова: Рассмотрев предложения и замечания комитетов Думы к проекту бюджета, областная администрация сочла возможным многие из них учесть при доработке закона. В результате по сравнению с первоначальным вариантом доходная часть увеличена на 146,2 миллиона рублей и составила 18,8 миллиарда. Если помните, еще недавно доходы областного бюджета составляли 4 миллиарда, потом 8 миллиардов рублей в год. То есть рост доходной базы налицо, и немалый. Что касается структуры расходов, то она главным образом определена задачами, поставленными перед страной президентом в выступлении 9 сентября - увеличить вложения в человеческий капитал, иначе говоря, в социальную сферу, на реализацию приоритетных национальных проектов. Сейчас в нашем бюджете на социальные цели идет 53 процента всех расходов. Примерно та же пропорция сохранится и в следующем году, но с учетом роста всех параметров самого бюджета эта сумма будет больше - около 9,7 миллиарда рублей (рост на 36 процентов). Эти средства пойдут на образование (рост по сравнению с текущим годом в 1,5 раза), на социальную политику (прибавка в 1,6 раза), здравоохранение (рост почти в 1,3 раза). Кроме того, в следующем году в нашей области стартует программа поддержки молодых семей, на которую ассигнуется 60 миллионов рублей. 11 миллиардов рублей выделяется на развитие ипотечного кредитования (в 3,7 раза больше, чем в текущем году).

    РГ: Вы сказали, что всю социально-экономическую политику на будущий год вольно или невольно приходится выстраивать с учетом федерального закона о реформировании местного самоуправления. До его введения в действие осталось полмесяца. В текущем году областным бюджетом предусматривались дотации и субсидии примерно для тридцати муниципальных образований, в их числе и областной центр. Какой же объем финансовой помощи потребуется на будущий год, когда муниципальных образований станет уже 534?

    Мещерякова: У нас в области, как известно, уже не первый год существует фонд поддержки муниципальных образований, средства из которого идут на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий. Благодаря этому у нас нет большого разрыва, когда в одном районе в среднем на жителя приходилось бы по тысяче бюджетных средств в год, а в другом по пять-семь тысяч. А ведь налогооблагаемая база по районам действительно разная. И вот с 1 января будущего года районы могут оказаться сами по себе, а муниципальные образования второго уровня - их насчитывается 501 поселение - сами по себе. При этом во многих поселениях собственных доходов почти нет, а чинить дороги и водопровод, содержать школы они обязаны. Поэтому-то фонд помощи нижестоящим бюджетам увеличивается на следующий год вполовину, до 1,8 миллиарда рублей. Создаются еще два областных фонда - поддержки муниципальных районов и поддержки муниципальных поселений, а это еще соответственно 1,2 и 0,2 миллиарда рублей. Такие же "стабилизационные фонды" по закону 131 могут создаваться и в самих муниципальных районах. В итоге мы рассчитываем, что уровни бюджетной обеспеченности если и будут отличаться один от другого, то ненамного, на десятки процентов, а не в разы, как могло быть. То есть ситуация будет сбалансирована с тенденцией к дальнейшему выравниванию.

    РГ: С финансовой составляющей муниципальной реформы разобрались. Другой вопрос - способность местной власти к самоорганизации, наличие на местах квалифицированных кадров.

    Мещерякова: Да, в этом приходится начинать почти что с чистого листа. Только на подготовку управленцев для 501 муниципального образования второго уровня в области придется потратить 600 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на обучение председателей, секретарей, бухгалтеров, которые теперь должны быть в каждой сельской администрации. Надо отдать должное областным властям - обучение кадров идет полным ходом, приобретается необходимая оргтехника, транспорт. Конечно, наивно было бы предполагать, что все закрутится, заработает сразу же после Нового года или спустя несколько месяцев. Всем придется учиться и набираться опыта, а это дело нескольких лет. Не сразу появится в поселках и селах собственная налогооблагаемая база, ведь новых налогов никто не вводил. Просто муниципальным поселениям передали несколько прежних налогов с областного уровня, например, налог на землю и налог на имущество физических лиц. Для того, чтобы реально увеличить налоговые поступления, муниципальным властям придется немало поработать - привлекать инвесторов, развивать на местах промыслы и производства. В целом в 2006 году в казну муниципалитетов должно поступить 8,8 миллиарда рублей. Из них собственные доходы составят около 80 процентов, остальное - финансовая помощь области. Пропорция в целом неплохая, другое дело, что есть и такие поселения, где собственных денег в бюджете будет всего 7-10 процентов. Но люди должны понимать очевидный плюс затеваемой муниципальной реформы: они теперь сами будут распоряжаться делами своих поселений, думать над тем, как заработать деньги, наводить порядок в коммунальном хозяйстве, положить конец растащиловке. Нужен, давно уже был нужен закон, способный привлечь людей к управлению собственным местом обитания, землей, на которой они живут и хозяйствуют. Теперь такой закон есть.

    РГ: Татьяна Григорьевна, вы лично стали инициатором поправок к областному закону "О предоставлении гражданам в собственность бесплатно сельскохозяйственных угодий, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных организаций". Чем вызвана необходимость изменений этого закона?

    Мещерякова: Практика реализации названного закона показала, что ряд его положений нарушает принцип социальной справедливости. Вот почему я предлагаю включить в число лиц, имеющих право приватизации сельхозугодий в соответствии с данным законом, пенсионеров социальной сферы на селе. В настоящее время такое право имеют лишь работники социальной сферы. Далее, необходимо, на мой взгляд, исключить из этого круга граждан, которые не работали в сельхозорганизациях до выхода закона, а придут в них после. Безвозмездная приватизация сельхозугодий должна быть своего рода платой за прежний многолетний труд людей на этой земле. Отсюда еще одна поправка, заменяющая расплывчатое понятие "наследники" на более конкретные - "дети, муж (жена), родители". Только они могут наследовать право бывшего работника на приватизацию земли.

    РГ: Не все социально-экономические проблемы могут быть решены на областном уровне. С какими вопросами депутатам приходится обращаться в федеральный центр?

    Мещерякова: Недавно мы поддержали обращение к президенту Путину с просьбой освободить от уплаты госпошлины детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сейчас, к примеру, с впервые получающих паспорт подростков берется около ста рублей, сиротам бывает негде взять этих денег. В правительство РФ ушло письмо депутатов с предложением включить в список лиц, имеющих право на досрочную пенсию, работников коррекционных учреждений. Дело в том, что сейчас сотрудники интернатов не проходят ни по медицинским, ни по образовательным спискам, хотя выполняют и ту, и другую работу. Наша Дума внесла отзывы на три федеральных закона, направленных на поддержку инвалидов. По мнению депутатов, необходимо повысить пенсию детям-инвалидам, сохранить систему бесплатного зубопротезирования льготным категориям граждан, а также продолжить выдачу инвалидам бесплатных автомобилей с ручным управлением - в нынешнем варианте федеральных законов эти нормы отсутствуют. Но должна сказать откровенно, что возможности влияния депутатов региональных законодательных собраний на законодательство федеральное в настоящее время весьма ограничены. За время работы нынешнего созыва Государственной Думы почти каждый шестой законопроект, внесенный местными органами власти, возвращен по причине отсутствия заключения правительства, а 427 законопроектов отклонены при первом и втором чтениях. И только 21 инициатива регионов стала федеральными законами. Действенное участие субъектов федерации в законодательном процессе, их реальное влияние на него необходимо гарантировать, на мой взгляд, соответствующим федеральным законом. Право законодательной инициативы с мест само нуждается в правовой проработке.

    Поделиться