29.11.2005 00:00
    Поделиться

    Накопительная пенсионная система - мощный фактор роста национальной экономики

     

    В общем ясно, что реформа назрела, неясно пока, в каком состоянии она находится: одни говорят, что она уже закончилась, другие - что мало-помалу движется, третьи - что она, по сути, еще и не начиналась. Вот об этом и говорили участники конференции "Российская пенсионная реформа как фактор роста национальной экономики", организованной по инициативе Ассоциации менеджеров. Собственно, строго по теме выступал только президент ассоциации Дмитрий Зеленин. Он назвал ряд причин, которые привели к торможению изначально весьма прогрессивной реформы. Во-первых, не хватило первоначального потенциала, запала, у реформаторов на определенном этапе исчез азарт. Во-вторых, новое законодательство потребовало очень существенной работы по подготовке подзаконных актов, согласованию с действующим законодательством. В-третьих, отсутствовало взаимопонимание в направлении движения у различных участников реформы. В-четвертых, недостаточной оказалась информационная работа среди граждан. В итоге решения в ходе пенсионной реформы перестали быть стратегическими, скатившись к отдельным локальным задачам.

    Дмитрий Зеленин отметил, что предприятия платят взносы в пенсионную систему, но не видят результата, эффекта для себя. Отсюда сохранение практики зарплат в конвертах.

    Отмечая участие граждан, Дмитрий Зеленин сказал, что пенсионная реформа сейчас интересует только нынешних пенсионеров и некоторую прогрессивную часть населения. Мотивация дополнительных пенсионных накоплений отсутствует, что связано с недостатком той же информации.

    В докладе председателя правления Пенсионного фонда РФ Геннадия Батанова главным лейтмотивом было инвестирование пенсионных накоплений. Создание механизма накопления одной из частей пенсии - явление новое в российской пенсионной системе. Правда, накопительной, как ее подчас неправомерно называют, эта система пока не стала. На сегодня основная масса пенсионных обязательств государства реализуется еще через распределительные механизмы. И это понятно - подавляющее большинство нынешних пенсионеров заработали свои права на пенсию еще по старому пенсионному законодательству. И только начиная с 2013 года среди получателей пенсии начнут, наконец, появляться те, у кого пенсии будут включать накопительную составляющую. При этом не у всех, кто сегодня застрахован, накопительная часть будет играть существенную роль в будущих пенсионных выплатах.

    Возрастная группа мужчин 1952-го и женщин 1956 года рождения и старше изначально прав на накопительную часть не получила. А группе до 1966 года рождения первоначально было предоставлено право на накопительную составляющую пенсии и зарезервировано два процента от страховых платежей на ее будущее финансирование. Но позднее, как считает Геннадий Батанов, стало очевидно, что за годы, оставшиеся этой группе до пенсии, они значительную прибавку с помощью механизмов накопления заработать не успеют, и законодатель обязал работодателей все 14 процентов страховых взносов направлять на формирование страховой части их пенсии.

    И только за счет более молодых людей - всех, кто родился в 1967 году и позже, общая численность обладателей прав на накопительную часть пенсии будет год от года возрастать. Со временем за счет увеличения доли этих возрастных групп среди получателей пенсий роль и значение накопительной части станут более значительными.

    Принцип действия накопительного механизма прост: чем дольше человек работает, чем больше средств пенсионных накоплений поступает на специальную часть его лицевого счета, тем больше окажется накопительная составляющая его пенсии.

    Но есть еще один источник увеличения той части пенсионного капитала, из которого впоследствии будет финансироваться накопительная часть пенсии. Это доход от инвестирования средств пенсионных накоплений.

    Правовым основанием формирования этого источника является Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

    С 2004 года Пенсионный фонд начал осуществлять передачу средств застрахованных лиц в доверительное управление частным управляющим компаниям (УК), государственной управляющей компании (ГУК) и негосударственным пенсионным фондам (НПФ), допущенным к работе со средствами государственного обязательного пенсионного страхования. По итогам проведенного в 2003 году конкурса были заключены договоры с 55 управляющими компаниями. А начиная с 2004 года к обязательному пенсионному страхованию допущены и негосударственные пенсионные фонды. Общее количество НПФ сейчас 298. Их собственные средства составляют свыше 215 миллиардов рублей. Общее число участников НПФ - 5,5 миллиона человек (8 процентов экономически активного населения). Надо отметить, однако, что из общего числа НПФ три владеют 93 процентами средств, в том числе один - 50 процентами.

    И все-таки пока будущие пенсионеры не слишком доверяют частным УК и НПФ. Всего за 2003-2004 годы этим правом воспользовались около миллиона человек. Средства тех, кто не воспользовался правом выбора УК и НПФ, так называемых "молчунов", по закону передаются в доверительное управление ГУК.

    Сумма страховых взносов на финансирование накопительной части пенсии, поступивших в Пенсионный фонд за 2004 год, составила 72,7 миллиарда рублей. Чистый финансовый результат от временного размещения этой суммы будет рассчитан в первом квартале 2006 года. Эффективность размещения определяется ситуацией на финансовом рынке страны в целом и на рынке государственных ценных бумаг в частности.

    По состоянию на начало текущего года сумма средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении у ГУК, составила 91,5 миллиарда рублей, у частных УК - 2,9 миллиарда. Сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, на то же время составила 1,1 миллиарда рублей.

    Благодаря инвестированию полученных средств на 1 октября 2005 года стоимость чистых активов инвестиционного портфеля ГУК выросла до 148 миллиардов рублей, частных УК - до 4,7 миллиарда.

    В структуре совокупного инвестиционного портфеля, сформированного за счет средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении всех УК, основную долю составляют государственные ценные бумаги (71,82 процента), при этом доля наиболее рисковых активов (акции российских эмитентов) не превышает 0,41 процента.

    За время инвестирования средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении, все УК достигли прироста стоимости чистых активов не менее чем на 4 процента, а некоторые инвестиционные портфели частных УК показали прирост в 19 процентов.

    Немалый вклад в общий объем активов УК внесли страховщики. Во многом притоку средств поспособствовал Приказ Минфина России "Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов". Его принятие позволит управляющим компаниям заключать договоры доверительного управления страховыми резервами со страховыми компаниями (ранее это не допускалось). Если учесть, что у страховщиков есть филиалы в регионах, то у отдельных УК расширение клиентской базы за их счет вполне может стать существенным.

    Показатели доходности являются достаточно привлекательными для будущих пенсионеров и могут реально стимулировать принятие ими решений о передаче своих пенсионных накоплений из ГУК в частные УК или в НПФ.

    Сегодня стоит вопрос о расширении перечня инвестиционных инструментов. В первую очередь это касается ГУК. По словам директора Департамента доверительного управления, Внешэкономбанка (именно этот банк выполняет роль ГУК), Александра Попова, сумма доходов от инвестирования, полученных за три квартала 2005 года, значительно превысила аналогичный показатель предыдущего года и составила более 10 миллиардов рублей, что соответствует доходности в 12,5 процента. Формирование инвестиционного портфеля осуществлялось за счет приобретения ОФЗ в объеме, не превышающем 80 процентов стоимости портфеля, что привело к увеличению среднегодового остатка денежных средств на счетах доверительного управляющего до 30 процентов стоимости инвестиционного портфеля.

    Вместе с тем уже сейчас объемы средств пенсионных накоплений так называемых "молчунов" настолько велики, что ГУК сталкивается с нехваткой инструментов инвестирования. В этой связи в течение 2-3-го кварталов этого года представителями федеральных ведомств была озвучена идея о необходимости существенных изменений системы инвестирования средств "молчунов". Можно выделить несколько основных причин таких перемен.

    - Несущественное сокращение доли "молчунов" в ближайшие пять лет. Предполагается, что в среднем снижение доли "молчунов" не превысит 3 процента в год, следовательно, к 2010 году доля средств "молчунов" по-прежнему будет составлять 90 процентов от всей суммы пенсионных накоплений.

    - Темпы роста средств пенсионных накоплений значительно опережают планируемые темпы роста государственного долга РФ. В такой ситуации рынок государственных ценных бумаг с учетом установленного ограничения на приобретение ценных бумаг одного выпуска в размере 35 процентов будет недостаточен для инвестирования всех средств "молчунов".

    - Необходимость обеспечения притока долгосрочных инвестиционных ресурсов в реальную экономику России.

    Учитывая все эти факторы, возникает реальная необходимость диверсификации инструментов инвестирования средств "молчунов". При выработке подходов к данной проблеме необходимо учитывать прогноз роста дефицита Пенсионного фонда РФ, который вызван снижением единого социального налога, а также существованием задолженности работодателей по базовой и страховой частям пенсии. Если дефицит ПФР будет финансироваться не за счет накопительной части пенсионных средств, а за счет иных источников (например, средств Стабилизационного фонда), то проблема нехватки инструментов потребует решения уже в 2007 году.

    В качестве путей решения этой проблемы Александр Попов назвал более активную деятельность НПФ и частных УК, у которых набор инструментов шире; реформирование системы инвестирования, но таким образом, чтобы надежность все-таки превалировала над доходностью - средства "молчунов" можно было бы вложить в ипотечные облигации, российские и зарубежные корпоративные облигации и акции. Вместе с тем есть опасение, что выход на российский фондовый рынок такого крупного инвестора, как ГУК, может привести к монополизации этого финансового сектора, что не будет способствовать его развитию.

    Можно также вкладывать средства в инфраструктурные проекты через облигации банков развития. В экономически развитых странах банки развития служат проводниками инвестиционной политики государства. При этом не вызывает сомнений, что первоочередная задача государства в сфере экономики заключается в создании условий для ведения бизнеса и формировании благоприятного инвестиционного климата. Составной частью этой задачи является развитие инфраструктуры экономики.

    Возможность надежного и, главное, прибыльного инвестирования средств в долгосрочные инфраструктурные проекты подтверждается, например, успешной деятельностью Немецкого банка реконструкции.

    В 2004 году на финансирование различных проектов банк направил 62,9 миллиарда евро, при этом на финансирование инфраструктурных проектов, инициатив, направленных на защиту окружающей среды, проектов в области жилищного строительства пришлось 54,8 процента от общего объема финансирования проектов.

    В США аналогом банков развития выступают различные фонды, которые финансируются федеральным правительством и правительствами Штатов. Механизм финансирования фондами инфраструктурных проектов предполагает создание обеспечения в виде гранта, предоставленного федеральным правительством. Облигации фондов обладают также высокой степенью кредитного качества, что способствует повышению привлекательности этих бумаг для институциональных инвесторов. Источниками средств для банков развития на Западе чаще всего служат именно пенсионные деньги. В России тоже можно было бы использовать средства пенсионных накоплений в качестве ресурсной базы для финансирования инфраструктурных проектов. Это не приведет к росту инфляции, так как формирование средств пенсионных накоплений осуществляется за счет внутренних ресурсов нашей экономики и не зависит от изменения цен на энергоносители на мировых рынках. К тому же в связи с долгосрочным характером средств пенсионных накоплений (первые существенные выплаты начнутся не ранее 2022 года) такие средства могут размещаться на сроки от 15 лет и более.

    Вместе с тем в целях обеспечения надежности и возвратности вложений обязательным условием инвестирования пенсионных средств должно стать предоставление государственной гарантии по соответствующим долговым инструментам. Тогда доходность по таким инвестициям будет сопоставима с доходностью по государственным ценным бумагам, что позволит диверсифицировать инвестиционный портфель ГУК.

    Не ставя под сомнение бесспорные преимущества пенсионной реформы, выступавшие на конференции бизнесмены и эксперты отмечали, что и населению, и бизнесу, непосредственно задействованному в пенсионной системе в качестве основного плательщика, приходится сталкиваться с многочисленными издержками реформы. Эти издержки вызваны как объективными факторами, имеющими место при любом реформировании, так и факторами, спровоцированными непредвиденными действиями со стороны государства, часто вступающими в противоречие с установленными изначально принципами проведения пенсионной реформы, а именно:

    • всеобщностью в отношении работающего населения;
    • стабильностью положения нынешних пенсионеров;
    • простотой и доступностью;
    • информированностью населения;
    • стабильностью законодательства и правил игры.

    К числу издержек первых лет реформы эксперты относят в первую очередь то, что пенсионные права нынешних пенсионеров оказались принесены в жертву политике. Именно политике, чтобы опровергнуть расхожее мнение о том, что и в этом виновата реформа. Людям, вышедшим на пенсию до 1990 года, т.е. до момента возникновения идеи реформирования пенсионной системы, размеры пенсий определялись по старому пенсионному законодательству. "Новым пенсионерам" постперестроечной России размер пенсионных обязательств государства определялся экономическими возможностями страны, напрямую зависящими от ситуации на внутреннем политическом фронте.

    Вклады в негосударственные пенсионные фонды попали под двойной налоговый оброк. Достижения большинства НПФ на сегодняшний день можно назвать серьезными лишь с оглядкой на многочисленные недоработки и несогласованности налогового законодательства, в условиях которого приходится "выживать" частным компаниям.

    Пенсионные накопления изначально являются частью ЕСН. Однако при переводе застрахованным лицом своих пенсионных вкладов из ПФР - то есть собственности государства - в собственность НПФ эти средства формально считаются прибылью частного фонда-получателя и, следовательно, облагаются налогом 24 процента. И с инвестиционного дохода, который НПФ зарабатывает по накопительной части пенсионных вложений, приходится отдавать налог на прибыль. О том, как сложится работа НПФ с переданными им пенсионными накоплениями после решения, принятого в Госдуме 30.12.2004, судить пока рано.

    Из-за отсутствия нормативной базы отношения НПФ и УК приобрели неопределенный "гражданский" оттенок. В работу с трудовыми пенсиями НПФ включились с 2004 года. До 1 февраля 2005 года они должны были передать полученные из ПФР пенсионные накопления в частные управляющие компании для дальнейшего размещения на рынке. Но к этому сроку правительством не были утверждены типовые формы договоров между НПФ и УК, а без нормативного закрепления заключение договора доверительного управления несет определенные риски.

    Передвижение реформы окутано информационным вакуумом. Это привело к полному непониманию большинством населения смысла реформы и ее основных принципов. Многие важные вопросы, волнующие бизнес, не нашли своего отражения в законодательных актах, реализуемых государством в одностороннем порядке. Более того, ситуация отсутствия у государства четкой информационной политики, которая позволила бы предупредить возникновение многих проблем, автоматически занесла все вопросы, связанные с реформой, в разряд нежелательных.

    Однако риск спонтанных изменений изначальных положений реформы показался, видимо, оправданным для правительства, рискнувшего внести свои коррективы в отношении определенной части населения. Только кто от этого выиграет? Пока ясно, что точно не исключенное поколение. Что выиграет в результате подобных рисков пенсионная система без своевременного принятия дополнительных мер - вопрос остается открытым, поскольку год 2005-й тоже преподнес ей несколько неоднозначных сюрпризов в плане изменений налогового законодательства и появившегося стратегического дефицита системы.

    На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что реформа "изменила" практически всем вышеупомянутым принципам своей реализации. Про достижение намеченных целей говорить еще рано, но, судя по тому, что за первые три года реформы поставленные задачи оказались неподъемными, следует задуматься о том, а по плечам ли ноша. Может, просто не хватает количества задействованных плеч или следует перераспределить вес?

    Впрочем, надо учитывать, что пенсионная реформа никому легко не дается. Для сравнения можно привести пример Швеции, запустившей пенсионную реформу на год раньше России. Там проблема транзитных поколений решена даже менее демократичным путем. Пенсионные права гражданина Швеции зависят от года рождения: чем старше человек, тем меньше его прав попадает в новую пенсионную модель. При этом в случае преждевременной кончины до наступления пенсионного возраста его пенсионные права наследуются не родными и близкими, как это делается в России, а всей возрастной группой.

    В свою очередь зарубежные страны, имеющие опыт реформирования пенсионной системы, не боятся переоценить значение информационного фактора. Соединенные Штаты в этом году приступили к реформированию национальной пенсионной системы, начав с масштабной информационной кампании. Суть стартовавшего проекта "60 городов за 60 дней" заключается в том, что за три весенних месяца представители администрации Дж. Буша и конгрессмены намерены объехать все американские штаты, организуя встречи с местным руководством, бизнесом и населением с целью просветить граждан в принципах, методах проводимой пенсионной реформы.

    В 2001 году в Германии прошла пенсионная реформа и был введен механизм создания так называемых накопительных счетов Ристера (по имени автора - министра труда и социальных дел). Согласно исследованиям сейчас только 5 процентов пенсионеров в Германии имеют корпоративную пенсию, тогда как в Швейцарии этот показатель составляет 25 процентов, в Великобритании - 37, а в Голландии - 40 процентов. По количеству корпоративных пенсий Германия - это развивающаяся страна.

    Между тем

    Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2006 год составит 1,6 триллиона рублей

    с дефицитом 94 миллиарда рублей, из которых 74 миллиарда будут покрыты из федерального бюджета.

    "Пенсионный фонд уже многие годы не был дотационным. Дефицит возник в связи с тем, что изменилось законодательство в области тарифов, ставок и отчислений в наш бюджет. Мы заканчиваем работу по разработке мер, направленных на ликвидацию дефицита", - сказал Г. Батанов. Он предположил, что соответствующие проекты законов правительство внесет в Госдуму не ранее 2006 года, а дефицит бюджета ПФР будет ликвидирован не ранее 2008 года.

    Расходы на пенсионное обеспечение в 2006 году составят 1,3 триллиона рублей, в том числе на выплату трудовых пенсий предусмотрено 1,1 триллиона рублей (выплата базовой части трудовой пенсии - 479,2 миллиарда рублей, выплата страховой части - 669,4 миллиарда). На пенсии военнослужащим заложено 11,5 миллиарда рублей, социальные пенсии - 43 миллиарда. Кроме того, запланированы расходы на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в размере 210,2 миллиарда рублей.

    По состоянию на 1 января 2006 года запланирован остаток средств финансового резерва фонда в сумме 26 миллиардов 398,1 миллиона рублей, а на 1 января 2007 года - 7 миллиардов 57 миллионов рублей. Средства пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2006 года запланированы в размере 250 миллиардов 206,5 миллиона рублей, а на 1 января 2007 года - 346 миллиардов 601,3 миллиона рублей.

    На капитальное строительство в 2006 году выделяется 1,6 миллиарда рублей, или на 300 миллионов больше прошлогоднего. По словам Геннадия Батанова, "эти расходы, направленные на улучшение обслуживания ветеранов труда, оправдывают себя. Потому что многие региональные и районные отделения фонда расположены в ветхих зданиях бывших собесов. На аренду помещений только в Москве фонд расходует ежегодно 300 миллионов рублей, а по стране мы теряем только на аренду миллиарды рублей".

    Пенсионный фонд за 15 лет существования, по словам главы ПФР, создал впервые в истории страны федеральный регистр, куда включены персональные данные о 16 миллионах пенсионеров. "Нашими клиентами стали 110 миллионов работающих граждан, перечисляющих взносы в накопительный фонд", - отметил Батанов.

     


     

    В обозрении использованы графические материалы, представленные на конференции.

    Приложения:
    Структура вложений накопительной части пенсионной системы РФ
    Структура инвестиционного портфеля на 30.09.2005
    Средняя доходность НПФ и уровень инфляции
    Поделиться