22.11.2005 04:00
    Поделиться

    Обсуждение антиинфляционных мер может затянуться

    Пакет внесен в правительство, но разногласия между ведомствами столь сильны, что не факт, что этот пакет будет принят в ближайшее время. Тем более что проект бюджета на будущий год уже находится практически на выходе из Государственной Думы. А в нем, как известно, утверждены все макроэкономические показатели и расходы бюджета. И получается, что либо бюджет окажется полной профанацией, либо с инфляцией надо бороться иными методами.

    В большей мере росту инфляции в текущем году способствовал рост тарифов на услуги ЖКХ: вместо запланированных 20 процентов они достигли уровня в 30 процентов на газ, электроэнергию и, конечно же, бензин. В новом году правительство уже пообещало сдержать тарифы и заморозить их на уровне 11 процентов. Деньги, накапливаемые в Стабфонде, так там и оставить. Есть Инвестиционный фонд, помимо этого в проекте бюджета заложены немалые суммы на инфраструктурные проекты. А поработать на экономику предложено населению, вкладывая "лишние деньги" в ценные бумаги, акции предприятий и так далее.

    Пожалуй, на наш взгляд, предложение, на котором следует в данном контексте заострить внимание, касается как раз средств населения. Тем более что не первый раз власти призывают к тому, чтобы граждане инвестировали родную экономику. Итак, что же получат люди, решив вложить свои средства в ценные бумаги, которые будут специально для них напечатаны?

    Начнем с того, что при профиците бюджета, который мы сегодня имеем, государству не особо нужны заимствования, даже на внутреннем рынке. Опять-таки благодаря профициту ставки на рынке госбумаг не перекрывают инфляцию, более того, они ниже даже ставок по депозитам, которые предлагают банки. Более того, уже поступило предложение о гарантировании государством не 100, а 190 тысяч рублей по вкладам в банках. Вряд ли после таких предложений население будет скупать напечатанные для него государственные ценные бумаги. И, напомним, что даже во времена высокой доходности по ним (до 1998 года. - Прим. авт.) ОГСЗ, изготовленные для граждан, пользовались спросом среди банков и предприятий.

    Для того чтобы заинтересовать граждан в покупке такого рода ценных бумаг, придется, скорее всего, объявлять по ним более высокую доходность. Но как объяснить в этом случае депутатам о дополнительных расходах бюджета, неясно. Но это полдела. А где закон, который будет страховать средства граждан, решивших вложить свои деньги не в защищенные депозиты, а в не гарантированные пока никем ценные бумаги?

    Что же касается акций, к сожалению, у нас в стране слишком мал слой квалифицированных инвесторов, которые способны ежедневно отслеживать ситуацию на рынке. Ведь такие вложения имеют под собой определенные риски, а государство опять никаких гарантий на этот случай не дает. Правда, продавать населению предложено акции "Роснефти", которая является государственной компанией. И, похоже, в этом власти видят гарантии.

    Помимо "Роснефти" можно прикупить и другие предприятия, считают в минэкономразвития. Акции их будут продаваться в специальных фондовых магазинах, где можно будет купить несколько акций, не растрачиваясь на большие лоты. Таким образом можно заинтересовать граждан к процессу инвестирования. Деньги будут связаны, а инфляция снизится.

    Что касается других мер по сдерживанию инфляции, то спор, который уже не один месяц идет между ведомствами, похоже, так и не утихает. Он так и крутится вокруг увеличения потока средств в Инвестиционный фонд и цены отсечения в Стабилизационный.

    Прозвучало, правда, и еще одно предложение, которое можно отнести к разряду новых, - ограничить внешние займы госкомпаниями, которые, беря валюту, вынуждены покупать рубли, тем самым увеличивая и без того избыточную денежную массу. Госкомпании уже высказали свое негативное отношение к этой идее. Дескать, российский финансовый рынок не в состоянии обеспечить потребность госкомпаний в кредитах. Только "Газпром" и "Роснефть" за последние пять лет получили в кредит около 40 миллиардов долларов. Но следует добавить - с чем не справится финансовый рынок, так как действительно российские банки не в состоянии кредитовать крупные компании, могут справиться средства Стабилизационного фонда: и рубли лишние печатать не нужно, и госкомпаниям прибегать к западным кредитам необязательно. А государство с государством всегда сможет расплатиться.

    Основные меры и принципы антиинфляционного пакета

    1. Стимулирование роста конкуренции и инвестиций:

    - повышение темпов роста предложения товаров и услуг;

    - повышение склонности населения к сбережению и финансовым инвестициям;

    - сдерживание роста цен на ГСМ;

    - совершенствование механизма квотирования импорта мяса;

    - повышение уровня конкуренции на продовольственных рынках;

    - ограничение роста цен (тарифов) естественных монополий;

    - ограничение роста регулируемых тарифов ЖКХ.

    2. Поддержание макроэкономической стабильности:

    - строгое выполнение принятых бюджетных параметров по социальным и непроцентным расходам;

    - неповышение цены отсечения в Стабфонд выше 27 долларов за баррель и возможность ее снижения;

    - ограничение внешних заимствований госкомпаний;

    - ограничить рост наличных денег в обращении 20 процентами в год;

    - повысить реальный курс рубля не более чем на 4-4,5 процента.

       вопрос дня

    Можно ли сейчас укротить инфляцию?

    Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:

    - Впечатление об антиинфляционной программе противоречивое. Вроде бы и правильно все, но настолько недостает комплексности, конкретности, согласованности, что, боюсь, запланированный уровень инфляции выдержать и в 2006 году не удастся.

    Чего еще не хватает, так это самокритичности. Объясняя превышение целевых показателей инфляции в нынешнем году резким ростом тарифов на услуги ЖКХ, было бы неплохо указать, что это явилось прямым следствием принятого в августе 2004 года правительственного решения о необходимости выйти в 2005 году на 100-процентную компенсацию экономически обоснованных затрат на ЖКХ за счет платежей населения. Нет критичного осмысления сделанного - трудно ожидать эффективных мер в перспективе.

    Опять сохраняется явный перекос в пользу мер по ограничению спроса. Но ведь такую политику мы и сейчас пытаемся проводить. Очевидно, что безуспешно. Тогда почему готовы вновь наступать на те же самые грабли?

    Для задействования фактора предложения в качестве антиинфляционной меры можно и нужно стимулировать производителя. Однако у нас совершенно забывается то, что лучший стимул для производителя - это спрос. Спрос, который предъявляет посредник между производителем и потребителем, - торговля. Спрос со стороны торговли будет тем выше, чем лучше условия созданы для ее развития. Пока в России на одного жителя приходится в 2,5-3 раза меньше торговых площадей, чем в развитых странах.

    Сергей Журавлев, эксперт:

    - Думаю, что снизить инфляцию до показателя, выражающегося одной цифрой в год, в ближайшее время не удастся. Наша монетарная система сегодня устроена так, что прирост денег в обращении определяется количеством поступающей в страну валюты за вычетом, во-первых, того, что тратится на импорт, оплату услуг и просто вывозится за границу; во-вторых, связывается в виде бюджетного профицита, оседает в Стабфонде.

    Что тут может сделать минфин - еще больше нарастить профицит бюджета? Учитывая всеобщий настрой на расходование нефтяных денег, на инвестиционные фонды, "человеческий капитализм", "национальные проекты" и т. п. - это не в его силах.

    По мнению минэкономразвития, нужно увеличение непроцентных, в первую очередь инвестиционных, расходов бюджета, при этом инфляционный эффект таких расходов будет перекрыт грядущим ростом ВВП. Такой маневр выглядит привлекательно на бумаге, но в отсутствие позитивного опыта остается гадать, что получим на практике.

    Поделиться