Поделиться

    Форум Зеленого Креста обсудил программу уничтожению химического оружия

    Российский Зеленый Крест провел традиционный форум-диалог по проблеме уничтожения химического оружия

    Уничтожать или не уничтожать химическое оружие - давно не обсуждается. Всем понятно, что одно из самых варварских средств массового поражения, созданное в начале ХХ века, в двадцать первом столетии должно быть ликвидировано полностью. Волнует людей другое - насколько безопасен будет процесс уничтожения, как решаются социальные вопросы в местах, где расположены объекты хранения и ликвидации боевых отравляющих веществ.

    Соединенные Штаты первыми освоили технологию промышленной ликвидации химоружия. И почти сразу столкнулись с шумными акциями протеста многочисленных экологических движений. Многие социально активные американцы, даже не вникая в суть проблемы, публично выражали свое возмущение практически всем, что было так или иначе связано с уничтожением химического оружия (УХО). Вот тогда-то и родилась за океаном идея проведения форум-диалогов.

    За одним столом усаживались активисты протестных движений, правительственные чиновники, военные-химики, видные экологи и ученые, разрабатывавшие технологии ликвидации ХО. Выслушивались все точки зрения, искали и находили тот вариант решения проблемы УХО, который представлялся наиболее оптимальным. Результатом таких откровенных бесед стало то, что общественность получила обширную и достоверную информацию, а специалисты, занимавшиеся уничтожением боевых отравляющих веществ, приняли во внимание и учли то, что больше всего волновало граждан, проживающих в местах хранения и уничтожения ХО. И как следствие - митинги протеста в США практически прекратились.

    Аналогичную модель публичных диалогов по самым острым вопросам химического разоружения выбрал и Российский Зеленый Крест. Отличительной чертой наших форумов стало участие в них иностранных гостей - как высоких правительственных чиновников, так и представителей общественных организаций.

    Досье "РГ"

    Неправительственная общественная организация Российский Зеленый Крест (РЗК), созданная в 1994 году, является членом ассоциации Международный Зеленый Крест. Сегодня это одна из самых влиятельных экологических организаций в России. Ее девиз: "Сотрудничество вместо конфронтации". Президент РЗК - крупный специалист в области инженерной экологии доктор технических наук, профессор Сергей Барановский.

    Первой крупной и по-настоящему победной акцией российских "зеленых крестоносцев" было активное просвещение жителей Саратовской области по вопросу начала строительства в поселке Горном первого в нашей стране промышленного объекта по уничтожению химического оружия. Для откровенных разговоров с общественностью привлекались крупные ученые и военные специалисты в области химического оружия. В немалой степени благодаря этому удалось избежать массовых маршей протеста, на которые подбивали местное население некоторые политики-популисты. Кстати сказать, совершенно бездумные и крайне шумные протесты не дали в свое время запустить завод по ликвидации химического оружия в Чапаевске Самарской области и значительно затормозили начало процесса УХО в России. А вот в поселке Горный Саратовской области завод был построен и полностью себя оправдал - в конце этого года на нем планируется ликвидировать последние капли люизита и иприта, сотни тонн которого десятилетиями хранились на местном складе боевых отравляющих веществ. И заслуга в этом Российского Зеленого Креста тоже есть.

    Нынешний форум-диалог, прошедший в Москве, не был посвящен какой-то одной проблеме, а касался всего многообразия тем, которые остаются в центре общественного внимания.

    Представители ГосНИИОХТа - головного института по разработке технологии уничтожения химического оружия - очень подробно рассказали о том, насколько эффективен и безопасен процесс гидролизной детоксикации боевых отравляющих веществ, принятый в качестве основного в России.

    Однако, казалось бы, неопровержимые факты убедили далеко не всех. Начальник лаборатории Института прикладной механики Уральского отделения РАН Вадим Петров высказал свою точку зрения, согласно которой экологический контроль в местах хранения и уничтожения химоружия слабый, а гидролизная детоксикация якобы далека от идеала. Выступление его было сбивчивым и, в общем-то, слабо аргументированным. Это неудивительно, так как Петров является активистом "Союза за химическую безопасность" - организации, которую возглавляет Лев Федоров. Отличительной чертой этого "Союза" является склонность к публичным скандалам и отсутствие желания вести конструктивный диалог. И хотя активисты "химической безопасности" в публичных дискуссиях с настоящими профессионалами выглядят очень слабо, на форум-диалогах им трибуну предоставляют без каких-то ограничений.

    Интересную тему подняла Тамара Ашихмина - президент Кировского регионального отделения РЗК. Она обратила внимание на то, что хорошая охрана арсеналов с химическим оружием позволила сохранить вокруг них красоту окружающей природы. В частности, рядом с объектом Марадыковский ландшафт, можно сказать, курортный, а воздух просто насыщен первозданной чистотой.

    В самом деле ситуация вокруг мест, где хранятся оставшиеся запасы химоружия, зачастую нагнетается и драматизируется без всякого на то повода. Просто умышленно создается впечатление, что там чуть ли не чернобыльские зоны по своей экологической загрязненности и все кругом пропитано страшными ядами боевых отравляющих веществ. Это порождает у населения различные фобии, приводит к трудностям со сбытом сельхозпродуктов, выращенных на местных полях. К тому же, позиционируя себя исключительно в виде "химических страдальцев", люди не задумываются о том, что же будет после полной ликвидации химоружия. Кто пойдет с инвестициями в районы, о которых укоренилась дурная слава?

    Между тем и здесь Тамара Ашихмина абсолютно права: экология вокруг химических объектов подчас гораздо лучше, чем в других регионах той или иной области. И если видеть самим и показывать другим не только "ужасы химической войны", но и удивительную красоту местных ландшафтов, то уже сейчас можно готовить базу для привлечения инвесторов и будущего экономического подъема районов, которым выпало стать местами хранения и уничтожения химоружия в России.

    Актуальным было выступление Петра Ботова - члена общественного консультативного совета при главе Щучанского района Курганской области по проблемам безопасного хранения и уничтожения химического оружия.

    Он обратил внимание на то, что общественность районов, в которых реализуется Федеральная целевая программа по уничтожению химического оружия, практически не привлекается к выработке социальной политики, под которую программой УХО выделялись и продолжают выделяться значительные финансовые средства. Из-за этого между властями и населением нередко возникает непонимание, казалось бы, по очевидным вопросам.

    В районе городка Щучье, к примеру, всегда были проблемы с водой. Щучане пили и пьют зачастую не нормальную водичку, а какой-то рассол. Как сказал Ботов, в Щучьем давно не протестуют против строительства объекта УХО и мало кто связывает проблемы со своим здоровьем с наличием складов с химическим оружием, а вот с той водой, которую вынуждены пить с детства, связывают. Казалось бы, когда составлялась программа строительства социально значимых объектов, на первое место надо было ставить решение вопроса качественного водоснабжения, но про то, без чего жизнь невозможна, забыли.

    Между тем в районе есть подземные линзы воды, которая исстари считалась не просто кристально чистой, но и целебной. Не устраивает щучан и неряшливость строителей, которые оставляют после себя горы мусора, разбивают тяжелой техникой и не ремонтируют дороги.

    Наиболее активные горожане свое недовольство выражают на митингах, кто-то ищет справедливости в суде. Однако, как подчеркнул Ботов, этот "бунт" парадоксальным образом выражает стремление к порядку. И с этими словами нельзя не согласиться.

    К сожалению, как местные, так и областные власти далеко не всегда выбирают необходимые и в первую очередь социально значимые объекты, строительство которых ведется за федеральные деньги. Об этом достаточно самокритично сказал Владимир Коняшин - председатель комиссии Камбарского районного совета депутатов.

    Совсем недавно в Камбарке введена в эксплуатацию прекрасная станция "Скорой помощи" с теплым гаражом на 7 автомобилей, рассчитанная на 77 рабочих мест. Коняшин об этом сказал, как о чем-то очень хорошем, и почти сразу задал вопрос: а нужна Камбарке такая суперсовременная "скорая помощь"? И сам же ответил: не нужна! Теперь городская администрация ломает голову, на какие средства эту станцию содержать.

    По словам Коняшина, с горячей головы кто-то решил построить в Камбарке баню за счет средств федерального бюджета. Построили целый банно-прачечный комплекс на 42 посадочных места и 200 кг белья в сутки, скоро его введут в эксплуатацию. Но уже возник вопрос: нужна ли такая баня городу? Оказывается, тоже не нужна, и будет она приносить одни убытки. То же, наверное, можно сказать о современном здании автовокзала, построенном в городе, в котором автобусное движение практически отсутствует.

    Задуматься после выступления Коняшина было над чем. Однако не названная "горячая голова", принимавшая поспешные решения, скорее всего принадлежит самому Владимиру Яковлевичу, ведь именно он, как сам и заявил, еще в 1997 году, будучи главой местной администрации, согласовывал перечень социально значимых объектов, которые должны были быть построены в Камбарке.

    Выступление Коняшина подтвердило правоту Ботова о том, что необходимо более активно привлекать общественность к выработке социальной политики, и верность призыва секретаря Госкомиссии по химическому разоружению Александра Харичева к органам местного самоуправления очень ответственно подходить к выбору объектов социального строительства.

    Гостей из-за рубежа на форум-диалоге было немало. Представляли они как различные правительственные структуры, так и солидные общественные организации. Стоит отметить, что во многих выступлениях иностранцев содержались комплименты в адрес России за ее активную и поступательную политику в области уничтожения химического оружия.

    Весьма интересными были доклады американцев. Оказалось, что за океаном химическое оружие долгое время хранилось в пустынях практически без охраны. Лишь события 11 сентября 2001 года заставили значительно усилить защиту химических арсеналов.

    США первыми начали промышленное уничтожение ХО и накопили большой опыт, в том числе негативный. У них случались разливы жидких ОВ, реакционных масс, были даже взрывы снарядов, начиненных боевыми отравляющими веществами. Последствия, правда, быстро ликвидировались и ни разу не привели к серьезным экологическим катастрофам. Но эти примеры лишний раз подтвердили, что процесс промышленной ликвидации химоружия требует самого пристального внимания и строгого соблюдения выбранной технологии.

    Весьма интересно было услышать о том, что до заключения международной Конвенции по контролю и уничтожению химического оружия Пентагон избавлялся от устаревшего химоружия на редкость легковесно. Снаряды и контейнеры с ОВ просто закапывались в разных местах США, при этом места захоронения не фиксировались ни в каких документах. Немало ядовитых могильников, к примеру, в политическом сердце Северной Америки - округе Колумбия. Недавно посол Южной Кореи, копаясь в саду выделенной ему резиденции, раскопал один из таких могильников...

    Проблемы, стоящие перед США и нашей страной в вопросах уничтожения химического оружия, во многом имеют сходный характер. И на пользу нашим странам, а также всему человечеству пойдет укрепление российско-американского сотрудничества в деле УХО, более широкий обмен опытом и большая открытость.


    комментарий

    Cергей Барановский, президент Российского Зеленого Креста:

    - Мнения, прозвучавшие на форум-диалоге, были самыми разными, подчас взаимоисключающими. Едины мы в одном: такая дискуссия и такой диалог нам необходимы. Думается, что подобные общественные слушания станут привычными не только в Москве, но и в регионах. Участвовать в них должны представители населения районов, в которых хранится и будет уничтожаться химическое оружие, представители региональных элит, обязательно представители федеральных властей, а также представители международного сообщества. В таком откровенном разговоре без накала митинговых страстей мы найдем ответы на самые сложные вопросы. И это пойдет на пользу нашему государству, демонстрируя степень зрелости того гражданского общества, которое у нас сейчас активно формируется.

    Поделиться