Поделиться

    Логотип "РГ" поднят на вершину вулкана

    От вулканов кружится голова…

    К назначенному сроку собралась команда из девяти человек. Мы сели в вахтовку — и в путь. Природа необыкновенно живописна, даже в черте города, раскинувшегося среди сопок, с любой стороны взору открывается сказочный пейзаж, будь то Корякский, Авачинский и Козельский вулканы, ставшие гербом Петропавловска-Камчаткского и получившие название «домЖизнь кипит везде. Фото: Виктория Лежнина.ашние», или Авачинская бухта, где с противоположного берега «наблюдает» Вилючинский вулкан. Чуть в стороне от него выглядывает Мутновский. Иногда дорога сворачивает и создается впечатление, что сидишь ты не в кабине, а перед большим плазменным телевизором и на весь его огромный экран — изображение вулкана. Но это не чудеса киносьемки, а реальность.

    Когда мы подъехали к базе, где предстояло переночевать, солнце спряталось за зубчатым гребнем сопок. В одиннадцать часов отключают генератор, и ориентироваться остается только по звездам. Мы успели искупаться в бассейне с настоящей термальной водой и поужинать.

    Подъем в шесть утра. Очень хотелось увидеть одно из самых живописных мест полуострова, побывать впервые в кратере действующего вулкана. Хотя для меня восхождение было второе: семь лет назад я поднялась на Авачинский вулкан. Путь тогда был очень тяжелый — с восьми часов утра до двух часов дня мы монотонно топали вверх. И я никак не могла понять, что двигало нашим гидом, для которого это было 19 восхождение на Авачу! Камней что ли не видел? Но осталось одно незабываемое чувство. С высоты птичьего полета Петропавловск-Камчатский величиной с блюдце: внизу, в городе, мы все время куда-то торопимся, загруженные массой забот, что-то из себя хотим представлять, но… ведь это всего лишь «блюдце».

    Горячо — холодно

    Наспех позавтракав, мы сели в вахтовку и двинулись через перевал к отправной точке — Мутновской ГеоТЭС. Таких мест на земном шаре, где бы кипящая вода изливалась из недр земли на поверхность, по пальцам можно пересчитать. Температура воды на Мутновском геотермальном месторождении плюс 300 градусов. Во время проектирования и строительства кто-то говорил, что это нерентабельно. Но как только топливо подорожало, все разговоры утихли. Энергетика Камчатки практически полностью базируется на привозном топливе.

    Линия электропередачи проходит через перевалы, опоры на лысых сопках похожи на огромных великанов. Наш водитель работал здесь прошлой зимой, рассказывает, что было столько снега, что снесло несколько опор. Природа не дает себя обуздать…

    Чуть забрезжил рассвет, мы остановились у шлагбаума ГеоТЭС. Дальше путь пешком и в обход. Мутновский не видно. В густом сером тумане гул геостанции казался зловещим. И что мне дома не сиделось? Неужели это человеческое тщеславие — ударить себя в грудь и сказать, что я покорила еще один вулкан? Или желание увидеть невиданное? Не только. Мне грел душу логотип родной «Российской газеты» и желание поднять его над облаками, на высоте выше двух тысяч метров над уровнем моря!

    Чудеса начались с порога. Рядом со станцией в овраге маленькая Долина гейзеров: фонтаны теплой воды бьют из-под земли и в лужах можно купаться, что и делают приезжающие туристы. Но нам надо было торопиться — найти кратер Мутновского. Выяснилось, что гида у нас нет. Не помогла и взятая карта, слишком большой масштаб. Впрочем, для настоящего туриста тридцать километров — не крюк.

    Вообще Мутновский — нестандартный в обычном понимании вулкан. Когда я спросила, где же начинается его подножие, мне объяснили, что мы уже давно идем по нему. Он не привычной конусообразной формы, а состоит из остатков кратеров трех вулканов. Это уникальное природное явление, наверно, больше нигде подобного нет.

    Перейдя несколько оврагов, мы выходим на дорогу, проложенную тягачами. По пути попадаются пробуренные энергетиками парящие скважины. Говорят, одну такую недавно вырвало из земли, пар с горячей водой бьет теперь фонтаном… Солнце лишь иногда показывалось сквозь тучи, освещая ландшафт, меняющий краски от темных насыщенных коричнево-черных тонов, до желтого и розового.

    Мы вышли на хребет, погода портилась, видимость не более десяти метров плюс сильный, сбивающий с ног ветер. Шесть часов изнурительного пути, чтобы оказаться ежиками в тумане облаков! Это выдержали не все. Группа разбилась. Разуверившиеся в своих силах решили вернуться в лагерь. Но я держу путь только наверх. Позади — камни, впереди — камни. Вот и вершина. Кто-то, побывав на этом месте задолго до нас, аккуратно выложил на этом месте каменный крест. Исторический момент: логотип «РГ» поднят на высоте более двух тысяч метров над землей! Высота взята, осталось найти спуск в кратер.

    Мы решили попытать счастья, спустились с хребта и вышли на ледник. Наши следы исчезают на глазах, легкие вулканические породы сдувает ветром, а на леднике уже через час от следов остается лишь малоразличимая серая полоса. С горами не шутят. Как предупреждение всем путникам и в память о погибших здесь в 2001 году поставлен крест.

    Вот и овраг Опасный. Со склонов срываются камни. В какой-то момент мне казалось, что ноги стали ватными, каждое движение давалось с большим трудом, учитывая кислородное голодание. Шедшие впереди крикнули: «Камень!». Прямо на меня со склона, словно мячик, «прыгал» булыжник, я отскочила. Камень улетел в сторону. До самого кратера оставалось метров триста.

    А Земля дышит!

    Что можно увидеть на вулкане кроме камней? Невероятных цветов отвесные скосы, водопады, языки ледников, плавящиеся от горячих газовых выхлопов и стекающие вниз бурными ручьями. Но это еще не все. Было уже четыре часа дня, когда мы подошли к заветной цели. Вот и фумаролы — выделения газов, вырывающиеся со свистом и ревом из трубкообразных отверстий и трещин на дне кратера вулкана. Порывы ветра стелили пар по земле, мы прятали фотоаппараты от сероводородных выхлопов, затыкали носы. Где еще увидишь такую мощь, почувствуешь дыхание земли? Она действительно живая!

    Осторожно обходим фумаролы, чтобы пройти в глубь кратера. Примерно в пяти метрах из черного метрового отверстия с ревом рвется серый пар. В стороне бьют еще несколько фумарол, а рядом бурно кипит кислотное озеро. Из-за пара его не видно. Ветер разгоняет выхлопы, и страх пробирает до костей. Я не ожидала увидеть над облаками Преисподнюю, ад, каким рисует ее человеческая фантазия во всех красках! Черная масса надувается и лопается огромными пузырями. По наблюдениям ученых температура в «Черном котле» в разные годы доходила до 950 градусов. Не зря аборигены испытывали мистический ужас перед любыми проявлениями вулканической деятельности. Они почитали вулканы, считая их огненными юртами, внутри которых живут подземные духи и души умерших.

    Обратно шла, наступая в след, сделанный ранее, боясь отступить хоть на шаг. А уходить было жалко… Но наши приключения продолжались.

    У одного из членов команды сильно заболела нога, каждый шаг давался с нестерпимой болью. Обратно мы вынуждены были двигаться черепашьим шагом. В девять вечера стало совсем темно, небосклон покрылся миллиардами звезд. Где еще увидишь такое небо?!

    …Наконец-то мы увидели огни станции. Оставалось перейти последний овраг, но та дорога, которую днем преодолели за полчаса, в кромешной темноте казалась бесконечной. Мы сбивались с пути несколько раз. Прошло более двух часов, прежде чем мы смогли выйти к гостинице, расположенной рядом со станцией. Первым делом оповестили о своем появлении МЧС. Через полчаса вахтовка уже везла нас домой. Но было грустно, что все закончилось… А потом я опять плыла над облаками — под крылом самолета вдали виднелась макушка Мутновского.

    Поделиться