11.11.2005 03:00
    Поделиться

    Во Владимирской области каждый седьмой преступник - несовершеннолетний

    Криминальный вирус поражает детей. Но лечить нужно родителей

    Прокурор ставит диагноз

    За 8 месяцев этого года в небольшом Гороховецком районе малолетками совершено 37 преступлений, за аналогичный период прошлого года - 18. Почти в два раза подростковая преступность выросла в городе Коврове, Петушинском и Селивановском районах, к трехкратному увеличению приближаются Меленковский и Собинский районы.

    - Если учесть, что почти в половине всех тяжких и особо тяжких преступлений виновные лица не установлены, то о фактическом состоянии преступности среди несовершеннолетних можно лишь догадываться, - дал оценку ситуации прокурор области Вячеслав Чеботарев на координационном совещании руководителей правоохранительных органов.

    Давно доказано, что самая дешевая и действенная мера борьбы с преступностью - профилактика. Но, как выясняется, идти на опережение мешает многое.

    По данным здравоохранения, число несовершеннолетних, больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом, в течение трех лет неуклонно уменьшается. Органы внутренних дел за этот же период отмечают существенное увеличение. И это далеко не единственный случай ведомственной разобщенности.

    Ну, а формализм и равнодушие в подходе к кричащей проблеме просто ужасают! Выявлено огромное количество фактов, когда подростки-правонарушители не были поставлены на профилактический учет в органах внутренних дел. Из 42 несовершеннолетних, совершивших за 9 месяцев текущего года убийства, таких ровно половина.

    - Я лично поддерживал в областном суде обвинение по делу братьев Маркиных, - рассказал, с трудом сохраняя спокойствие, заместитель прокурора области Юрий Белевич. - За 30 лет работы ни с чем подобным мне сталкиваться не приходилось. В селе Спасское Суздальского района подростки в присутствии свидетеля перерезали парню горло, бросили в силосную яму и сверху накрыли поддоном из-под кирпича. Потом с окровавленными руками пришли в клуб и рассказали об убийстве.

    Тем не менее, труп убитого был обнаружен, вы не поверите, через четыре недели после случившегося! Местная доярка позвонила по телефону и возмутилась: "Сколько же молодой человек будет лежать в силосной яме?" О том, что  произошло, в селе знали буквально все. Где были участковые, где было подразделение по делам несовершеннолетних, которые должны работать с такими подростками?

    Нет либерализации

    Каждый второй сотрудник подразделений по делам несовершеннолетних в области наказан за упущения в работе. Но начальник этой службы Татьяна Шлепова настаивает:

    - Либерализация уголовно-процессуального законодательства, смягчение наказания для несовершеннолетних до 16 лет, назначение штрафа, который выплачивают родители, порождает у них чувство безнаказанности и порождает рецидив.

    Примеры? Да сколько угодно! Ведь среди приговоренных к лишению свободы в этой возрастной категории почти каждый третий с неснятой судимостью.

    Подросток Колесов за кражи оштрафован Селивановским судом в октябре прошлого года на 4 тысячи рублей, в августе этого - на 5 тысяч, а в настоящее время за аналогичное преступление арестован.
    Немало критических стрел брошено в адрес судов. Они буквально зациклились на условных осуждениях. А между тем анализ судебной практики  показывает, что наказание, не связанное с лишением свободы, зачастую тоже не способствует росту правосознания несовершеннолетних. 

    Так, в декабре прошлого года в Александрове произошел пожар. Заметая следы, преступники подожгли дом, в котором убили трех человек из-за мобильного телефона. Один из участников группы до этого уже получил за кражу 2 года 6 месяцев… условно.

    Словом, практически все приведенные цифры и факты призваны доказать, что снижение репрессивности уголовного законодательства в отношении к подросткам ведет к криминализации общества.

    - Таким образом, - делает вывод Шлепова, - можно говорить  о том, что дефекты судебного рассмотрения способствовали криминальной зараженности личности, возрастанию ее общественной опасности в короткий срок.

    Приют для родителей

    Перевести стрелку на гуманизацию легче всего. Но понятно, что носителями "криминального вируса" являются взрослые. И большинство преступлений малолетки совершают в группах с людьми значительно старше себя. Статьи 150 и 151 УК РФ предусматривают наказание за вовлечение подростков в преступную деятельность. В прошлом году в области зарегистрированы 86 преступлений, попадающих под статью 150  и одно - под статью 151, за 8 месяцев этого года соответственно - 67 и 7.

    Но, как правило, следователь и прокурор работают, чтобы доказать основное преступление против личности - кражу, грабеж, разбой. Расследование вины взрослых переносится на последний этап. И если оно затягивается, доказательства умышленных действий  и осведомленности о возрасте малолетнего подельника утрачиваются. В итоге этот "остаточный принцип" привел к тому, что за последние три с половиной года по статье 150 прекращено 114 уголовных дел в отношении 117 лиц. И они могут продолжать свое черное дело.

    А нередко на скользкую дорожку ребенка толкают близкие люди. Известен случай, когда сын пошел на дело вместе с родной матерью. И факты, подобные этому, уже никого не шокируют.

    В настоящее время в органах соцзащиты области стоят на учете  4110 неблагополучных семей. Если учесть официально признаваемый дефицит такого рода информации, то эти - самые-самые. Здесь детей жестоко избивают, насилуют, морят голодом, и их приходится спасать в приютах, центрах временного содержания УВД, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. С местами здесь напряженка.

    Чтобы разгрузиться, нужно лечить семью. Как? По закону соответствующие подразделения органов внутренних дел должны проводить индивидуальную работу с родителями, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних: вызвали и поговорили, если очередь дойдет.

    По исследованиям криминалистов, на преступность подростков влияют до 300 факторов. И далеко не все из них находятся в зоне досягаемости правоохранительных органов. Выше подростковая преступность в ЦФО только в Костромской и Ивановской областях. Уровень жизни там еще ниже, чем во Владимирской. Это ли не доказательство того, что главная причина неблагополучия - в низких доходах населения, в безработице.

    Но с трибуны областного координационного совещания, посвященного профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, звучит предложение - нужны реабилитационные центры для родителей. В области уже открыты 20 приютов для детей. Прокуроры выдали предписание руководителям двух районов, которые их еще не открыли. Теперь будем искать деньги на приюты для родителей?

    Поделиться