11.11.2005 02:00
    Поделиться

    Телесериал "Есенин" вызвал яростные споры

       против

     

    Юрий Ершов, режиссер, драматург, писатель:

    - С точки зрения драматургии, когда берутся рассказать про гения, это крайне редко удается. Один из немногих удачных примеров - "Последние дни" Михаила Булгакова, посвященные Пушкину. Собственно, самого поэта там нет, но возникают фантазии, в результате которых складывается свой Пушкин. И это было гениально.

    В театрах сегодня идут спектакли про Пушкина, Есенина, Моцарта... Что всегда приковывает внимание? Когда на наших глазах личность совершает какие-то неординарные поступки, по которым мы можем судить, это гений или не гений.

    Что же мы видим в сериале "Есенин"? Одна сюжетная линия - следователь пытается разгадать загадку гибели поэта, а ему сопротивляется человек компромисса, которого играет Олег Табаков. Параллельно это переплетается с показом того, каким, по представлению создателей фильма, Есенин был в жизни. И эта линия провальна, порочна, сделана на потребу сегодняшнего времени. Люди, которые не знают Есенина, так для себя его и не открыли. Гений не виден. Нам показывают пьяницу и дебошира. И телезрителям непонятно, за что его любили выдающиеся женщины эпохи - Зинаида Райх, Айседора Дункан...

    Мы, любя Есенина, должны еще больше прийти к поэту, а мы от него отворачиваемся. Происходит отторжение, потому что показывают банальную "чернуху": как он пьет, дебоширит. Это неинтересно. Интересно другое: что повлияло на его музу, отчего рождались гениальные стихи? Это могло стать предметом драматургии. А получился декоративный лубок.

    В свое время, когда Тарковский делал фильм про Рублева, он сделал его на контрапункте: с одной стороны грязь, невежество, тьма, жестокость - и как преодоление всего этого в конце фильма возникает радуга творчества, черно-белое кино сменяется цветным. Это называется "нахождение нового образа, метафоры". В "Есенине" мы увидели все, что знали и раньше, а новых откровений нет!

    Правда о смерти - это не более чем гипотеза, и она не списывает творческой беспомощности самого фильма - тогда нужно было делать документальную ленту и целиком посвящать расследованию причин гибели.

    На мой взгляд, это прокол со стороны Первого канала. Но шума вокруг фильма много, и, видимо, руководство канала это устраивает.

       за

    Анатолий Прокопенко, историк, архивист, консультант фильма:

    - Этот телесериал, вне всякого сомнения, явление значительное. Прежде всего потому, что впервые за многие десятилетия, прошедшие со дня трагической гибели великого поэта России, нашелся творческий коллектив, который смело и недвусмысленно решился рассказать, что С.А. Есенин был зверски убит, а не повесился... Это очень важно. Потому что самоубийца - непрощаемый грешник, а убиенный - мученик.

    Общественное значение сериала трудно переоценить, ибо он наверняка всколыхнет души миллионов наших соотечественников, привлечет внимание к творчеству и жизни поэта юное поколение граждан России, подвигнет, наконец, верховную власть к расследованию на самом высоком государственном уровне загадочных обстоятельств гибели Есенина.

    Уверен, что под впечатлением от фильма "Есенин" потомки тех, кто окружал Есенина, возможно, отыщут в семейных архивах новые данные о жизни и смерти поэта. Кто-то пожелает поведать устные предания о Есенине. Все это чрезвычайно поможет будущему расследованию.

    Если есть, что сообщить о поэте, направляйте свою информацию в Московский государственный музей С.А. Есенина по адресу: Б. Строченовский переулок, дом 21, строение 2, телефон (095) 954-97-64, на имя племянницы поэта Светланы Петровны Есениной. Именно она сегодня, несмотря на чинимые препятствия, энергично добивается официального расследования обстоятельств гибели Сергея Есенина.

    Светлана Петровна задолго до съемок встречалась с исполнителем главной роли С.Безруковым. В этих долгих беседах доводилось участвовать и мне. Разговоры велись главным образом о том, что художнику, решившемуся воплотить на экране образ гениального неординарного человека, каким был Есенин, должно быть присуще этическое чутье, не позволяющее скатиться к гипертрофированию некоторых сторон его личности, его некоторых экспрессивных поступков.

    Ведь так называемые друзья Есенина посмертно унизили его доброе имя, изобразив антисемитом, пьяницей, скандалистом и неразборчивым бабником, что, якобы, в итоге расшатало его психику и толкнуло в минуту подавленного состояния духа в петлю.

    Мы внушали Сергею Безрукову, что жизнь поэта следует рассматривать не через затасканные штампы гуляки-гармониста, а через его уникальную духовность. Тогда легенды о пьянстве Есенина предстанут в ином ракурсе. Он не был беспробудным пьяницей. Он пил не больше, а может быть, и меньше, чем те, с кем сидел за одним столом, не больше чем те литераторы, которые после его смерти стали бессовестно кричать на всех углах о вечно непросыхающем рязанском самородке. Вот что стремились мы со Светланой Петровной донести до С. Безрукова и находили в том взаимопонимание.

    Да, мне известно, что С. Безруков в определенной степени вынужден был уступить продюсерам, поступиться в той или иной степени исторической правдой ради сомнительной эпатажности. И эта уступка сделана актером сознательно, с пониманием того, что на него обрушится общественное негодование. Но в противном случае сериал мог и не состояться. Следует понять, что не так уж и легко в наше рыночное время даже популярному актеру отстоять собственное серьезное видение образа Есенина. Сериал ведь исключительная собственность Первого канала ЦТ, и его цель в том, чтобы насытить повествование как можно больше тем, что обозначается ныне модным понятием "экшн".

    И все же Сергей Безруков со товарищи совершил и доброе общенародное деяние. Трагическая судьба Есенина вновь в фокусе внимания, и верится, что в ближайшем будущем историческая справедливость в отношении поэта восторжествует.

    Мнение зрителей

    "Мне 70 лет. Я благодарна создателям фильма "Есенин", что они хоть как-то приоткрыли тайну смерти поэта. Есенин ехал в Ленинград не закрывать последнюю страницу своей жизни, а открывать новую"... Галина Соловьева, инженер.

    "Прежде всего провален сам Есенин-Безруков. Понятно, что сыграть историческое, да еще такое узнаваемое лицо трудно. Значит, надо было ломать стереотип, предельно рисковать, заставить увлечься какой-то неслыханно новой трактовкой Есенина. Сумел же Безруков в "Участке" сыграть участкового, каких на свете не бывает. Невыносимо смотреть, как актер старательно играет плоский, оскомину набивший стереотип гениального хулигана. И в "народность" его не веришь. Остальные персонажи в большинстве тоже ужасны. Кроме Троцкого-Хабенского и Блюмкина-Куценко. Откуда они взяли такого паиньку-Мандельштама, который в реальной жизни был невыносимым человеком? Блок-Руденский похож на утомленного "нового русского". То, как изобразили Клюева, - просто свинство! Лучше всех играет Михайлов. Он в своей эпохе и в своей тарелке. Самое смешное, что этот фильм убеждает, что Есенин как раз сам повесился". Павел Басинский.

    "Мы, сотрудники редакции "Курская правда", перестали смотреть фильм "Есенин", так как он порочит образ гения, образ национального поэта. Поэт показан пьяницей. Если поэт-пьяница, то когда он писал стихи? Сережа Безруков - жизнеутверждающий нарцисс, на лице которого написано: жизнь удалась! Безрукову место в "Бригаде", в "Попсе". Фильм вреден для молодежи, поэтому мы считаем, что его показ надо запретить. Коллектив редакции "Курская правда". Курск.

    От редакции

    Виталий Безруков-ст., актер, автор сценария "Есенина", еще с молодости страстно был увлечен поэзией Есенина. И даже когда у него родился сын, он назвал его Сергеем в честь поэта. Так что фильм стал делом жизни актерской династии Безруковых.

    Однако руководство Первого канала поставило для создателей "Есенина" жесткие рамки: фильм должен быть эпатажным. Безруковы пошли на это ради того, чтобы их произведение увидело свет. Стоило ли делать это? 

    Поделиться