27.10.2005 00:00
    Поделиться

    Московская филармония в поисках слушателя

    И оказалось, что даже на бюджетной базе можно создать экономически выгодную модель, которая позволит представлять московским слушателям и наиболее популярные имена современных мировых афиш, и "некоммерческую" генерацию молодых музыкантов, и крупные фестивальные проекты. О новой художественной политике Московской филармонии, о проблемах музыкального образования в стране и о продвижении молодых российских музыкантов на концертном рынке состоялся вчера разговор на "Деловом завтраке" с нынешним руководством Московской филармонии - художественным руководителем, композитором Александром Чайковским и генеральным директором Алексеем Шалашовым.

    Российская газета: Как выживает филармония в новых условиях концертного рынка?

    Алексей Шалашов: Сейчас идет соревнование за сознание людей, и прежде всего - это соревнование с массовой культурой, с тем огромным объемом развлечений и форм досуга, которые хлынули на современного человека. Конкуренция в культурной сфере увеличилась многократно. И мы понимаем, что от того, какое место мы отвоюем в этом пространстве, будет зависеть и место классической музыки в массовом сознании. Это особенно важно для молодого поколения, которое еще можно воспитать, сформировать его представления о музыкальной культуре. Всем понятно, что человек без музыки не живет, но от того, какую музыку он выбирает, что слушает, может многое зависеть в его жизни. Но также этот выбор влияет и на уровень исполнителей: чем ниже слушательские вкусы, тем быстрее опускается исполнительская планка. Чем меньше звучит классическая музыка, тем меньше в ней потребности.

    РГ: Что должна слушать филармоническая публика?

    Александр Чайковский: Мы с удивлением обнаружили, что в Москве в течение сезона невозможно услышать, например, все симфонии Чайковского, все симфонии Рахманинова. Например, если вы приедете в Вену или Берлин, то невозможно даже представить, чтобы в течение сезона в Берлинской филармонии публика не услышала все симфонии Бетховена. А у нас концертные программы всегда строились спонтанно. Играли по три-четыре Шестых симфонии Чайковского, две Пятых, зато Первой или Второй его симфонии ни разу. Я считаю, что русская классика должна быть краеугольным камнем в репертуаре Московской и Петербургской филармоний. И публика должна иметь возможность слышать этот репертуар постоянно.

    РГ: На что сейчас выгоднее делать ставку - на исполнительское имя или на композитора?

    Чайковский: Конечно, на исполнителя. Так всегда было. На композиторское имя можно делать ставку только после его смерти, а это немножко другая популярность.

    Шалашов: Крайне редко бывает, чтобы современный композитор собрал полный зал. Имеется в виду: купил билеты. У нас ведь много центров социальной защиты, обществ ветеранов, инвалидов, куда культурные организации часто обращаются с приглашениями пожилых людей на концерты. И раньше они ходили очень активно, заполняли бесплатный зал. Но теперь они устали и отказываются ходить на концерты современной музыки. У нас часто хорошие идеи - например популяризация современной музыки - превращаются в профанацию. Дайте денег на исполнение современной музыки! Хорошо, дали. А зал пустой...

    Полностью материалы "Делового завтрака" читайте в одном из ближайших номеров "РГ"

    Поделиться