10.10.2005 03:00
    Поделиться

    Всеволод Плешивцев: Москва может уменьшить дефицит электроэнергии

    Всеволод Плешивцев уверен: свет в московских домах будет. Фото: Аркадий Колыбалов.Но беседа с ним, несмотря на хорошую новость, началась с воспоминаний о тех памятных майских днях, когда полстолицы погрузилось во тьму, в Москве остановились поезда метро, свет выключился в роддомах и больницах, школах и детсадах. Слава богу, что это случилось не зимой, а сейчас - то и дело говорили тогда чиновники всех мастей - то ли в утешение, то ли в качестве предостережения на будущее.

    Российская газета | Всеволод Георгиевич! А в самом деле, что было бы, если системный сбой в энергоснабжении Москвы произошел бы не в конце мая, а, скажем, в декабре?

    Всеволод Плешивцев | Страшно представить последствия!

    РГ | Больше всего столичные власти опасались того, что потеря управления столичной энергетикой, уже дававшая о себе знать, станет еще больше в ходе начавшегося реформирования отрасли. Преобразования позади?

    Плешивцев | В основном да. Очень важное событие произошло буквально на днях. Правительством Москвы и РАО "ЕЭС России" на паритетной основе создали единую энергетическую компанию. Так что теперь нам ничто не помешает работать в одной упряжке.

    РГ | Летом мэр сказал, что не было бы счастья, да несчастье помогло, имея в виду, что неблагополучие в столичной энергетике стало очевидным для всех благодаря именно чагинской аварии.

    Плешивцев | Да, смену руководства "Мосэнерго" подтолкнула авария.

    РГ | Что вы скажете о людях, теперь возглавивших отрасль? Как у Москвы складываются с ними взаимоотношения?

    Около половины электрооборудования и кабельного хозяйства города нуждается в замене

    Плешивцев | Скажу одно: компаниями, которые дают в квартиры москвичей электроэнергию, горячую воду, тепло, сейчас руководят высококвалифицированные опытные специалисты. Только благодаря этому подготовка к новому отопительному сезону в конце концов и стала летом нашей общей заботой, как, собственно, и должно быть. Общими усилиями был выработан регламент взаимодействия между всеми причастными к этому процессу организациями. А главное, изменена сама идеология подготовительного периода. Ремонт оборудования, перекладывание теплотрасс, обеспечение запасом топлива на зиму - все шло как всегда по плану. Но, кроме этого, еще и отрабатывалась в ходе учебных аварий оперативность взаимодействия служб, шла учеба персонала, от чего, как показало "Чагино", в немалой степени зависит надежность энерго- и теплоснабжения. В итоге подготовка к зиме закончилась строго по графику, утвержденному правительством Москвы. 26 сентября в детские сады, школы, больницы, пансионаты пришло первое тепло.

    РГ | В ходе "разбора полетов", почему рядовая авария повлекла за собой системный сбой, оставив без горячей воды и света свыше 16 тысяч жилых домов, 15 больниц и роддомов, одну водопроводную и две станции аэрации, из-за чего случился сброс нечистот в Москву-реку, вывод был сделан такой: энергосистема столицы находится в критическом положении.

    Плешивцев | Трудно с этим поспорить. Чтобы система работала устойчиво, по техническим законам у системы должен быть 13-процентный неприкосновенный резерв электроэнергии. Вместо этого имеется дефицит мощностей - 2,2 - 2,6 миллиона киловатт. Можно купить недостающую энергию на федеральном оптовом рынке. А вот как доставить ее? Дело в том, что около половины электрооборудования и кабельного хозяйства города нуждается в замене.

    РГ | Правда ли, что аварийные отключения в Москве были и после "Чагина"?

    Плешивцев | Были. Например, на Семеновской подстанции. Дерево задело и повредило линию электропередачи. Такое могло случиться и в других местах. Дело в том, что 1084 километра ЛЭП разных мощностей - от 35 до 500 киловольт - проходят прямо по городу. Расстояния между насаждениями и электролиниями часто не соответствовали нормам, и это мало кого волновало. Сейчас эти нарушения устраняются.

    РГ | Есть ли вообще четкое понимание в целом по городу, что может сделать в борьбе с дефицитом столица, а что должны взять на себя энергетики?

    Плешивцев | Город может уменьшить имеющийся дефицит электроэнергии. Для этого он дополнительно построит 3 тысячи мегаватт мощностей. Ясно, что денег на энергетику из городского бюджета приходится выделять все больше. Если в 2004 году, например, было затрачено на реконструкцию и новое строительство районных и квартальных тепловых станций и газотурбинных установок 5,97 миллиарда рублей, то в 2005 году - 8,7 миллиарда. На 2006 год запланировано выделение уже 13,6 миллиарда рублей. Активно столица привлекает и инвесторов. В частности, в начале года состоялись первые в России конкурсы с участием зарубежного капитала - на строительство ГТЭС "Терешково", "Северный", "Кожухово" и "Молжаниновка". Суммарная мощность этих теплоэлектростанций составит 480 мегаватт электроэнергии и 990 гигакалорий тепла. До конца декабря будут объявлены еще три открытых инвестиционных конкурса - на строительство теплоэлектростанций "Щербинка", "Коломенское" и "Теплый Стан". Это добавит еще 360 мегаватт электроэнергии и 660 гигакалорий тепла.

    РГ | На каких условиях инвесторы приходят в Москву?

    Плешивцев | Все объекты, которые они построят, будут принадлежать им на правах частной собственности.

    РГ | А чего Москва ждет еще от РАО "ЕЭС России"?

    Плешивцев | Реконструкции и модернизации оборудования, создания нового кольца из 3-4 подстанций мощностью 750-500 киловольт плюс до 20 подстанций по 220 киловольт. Более точные цифры будут названы в разрабатываемой программе.

    РГ | Всеволод Георгиевич! Гигантские затраты, которых требует обновление столичной энергетики, лягут и на плечи горожан в виде увеличения платы за электричество?

    Плешивцев | Тарифы, конечно же, вырастут, но рост произойдет не выше уровня, оговоренного Федеральной энергетической комиссией по тарифам.

    Поделиться