28.09.2005 01:10
    Поделиться

    Церковь, власть и бизнес спорят, как восстанавливать Коренную пустынь

    Обсуждались текущие рабочие вопросы. Однако за речами, выдержанными в подчеркнуто корректном, «дипломатическом» тоне, уже явственно чувствуются проблемы и противоречия, сгущающиеся над Коренной пустынью как раз в результате «возрожденческой» деятельности трех основных участвующих сил – церкви, государства, бизнеса. Эти противоречия заметны и в расхождении оценок сделанного, и, главное, в разнице подходов к общему, казалось бы, делу…

    С одной стороны, в информации руководителя фонда возрождения Коренной пустыни утверждалось, что выполнен на редкость большой объем работ – в этом году, мол, освоено 110 миллионов рублей. Но есть и другая точка зрения. Например, архиепископ курский и рыльский Герман считает, что сделано меньше, чем ожидалось. Владыка подчеркнул, что администрации Курской и Белгородской областей добросовестно выполнили  взятые на себя обязательства,  за что он благодарен им. Но при  этом  хотелось бы видеть больше активности от каждой из входящих в состав совета  персон.

    Примерно в этом же смысле можно было истолковать и слова председателя правительства Курской области Александра Зубарева, который расставил некоторые финансовые акценты. Основные суммы сделанных вложений, сообщил Зубарев, являются бюджетными. Но эти деньги, в соответствии с Бюджетным кодексом, можно вкладывать только в социальные программы – в данном случае в программы газификации, строительства дорог и тому подобное в прилегающем к Коренной пустыни поселке Свобода. Но закончатся эти запланированные работы – иссякнут и бюджетные вливания в программу возрождения Коренной пустыни, потому что на сугубо монастырские дела нужно искать все-таки иные источники финансирования. А вот иные источники, действительно, пока очень скудны. Есть и другие проблемы, которые вызывают беспокойство. Например, требуются  оперативные геологические исследования, поскольку  объекты на территории монастыря «движутся»  и следует точно определиться, насколько это безопасно, какие необходимо принять превентивные меры.

    Однако основные расхождения, как показалось, касаются вопросов о том, кому впредь надлежит «командовать» деньгами, предназначенными на возрождение святой обители, и до каких пределов должна на этой специфической территории простираться свобода инициативы бизнеса. Зубарев, например, поддержал точку зрения, что на территории монастыря все, что надлежит делать, должен решать монастырь или епархия, в их распоряжении, значит, и расчетный счет должен быть. Тут же со стороны бизнес-соратников прозвучали глухие угрозы, что в таком случае, дескать, столичные деловые люди не захотят вкладывать сюда ни копейки…

    Всерьез обсуждается вопрос (да и дело к тому идет), что вот-вот здесь организуют промышленный розлив воды из Живоносного источника, бьющего много веков на месте явления иконы Божьей Матери Курской-Коренной. Владыка Герман попробовал деликатно посеять сомнения в разумности этого дела, но, похоже, денежные люди слушать святых отцов не очень-то собираются.

    Остается надежда на то, что заботу об этом уголке курской земли  областная власть будет поддерживать более эффективно, более активно и заинтересованно. Пусть, конечно, сохраняется и крепнет достигнутое здесь, как говорилось, «хрупкое согласие» между участниками возрождения обители и ее окрестностей – представителями бизнеса, церкви и государства, но только пусть крепкими будут и принципы, на которых должно двигаться это общее дело. Нельзя, например, отпугивать пришедший в Коренную бизнес, но и нельзя допускать, чтобы он и впредь тщился взять на себя больше в «свято-коммерческом» плане, чем ему можно позволять в таких местах. В конце концов от этого зависит, что же мы делаем в Коренной – облагораживаем это святое место или превращаем в базар.

    Поделиться