10.09.2005 00:30
    Поделиться

    На кинофестивале в Венеции нет явных фаворитов

    Варианты

    Если жюри сделает упор на политическую актуальность и авторскую бескомпромиссность, то Золотого льва получит стильный и яростный фильм Джорджа Клуни "Спокойной ночи и удачи!" - он предостерегает от новых ущемлений демократических свобод в эпоху терроризма.

    Если жюри пойдет на поводу у зрительских симпатий, то наградит роман двух ковбоев в фильме Аня Ли "Гора Брукбек" (в нашем прокате - "Горбатая гора").

    Если любит сеансы психоанализа, то может поощрить многоликого Патриса Шеро за мелодраму по новелле Джозефа Конрада "Габриэль" - полная модных недоговоренностей, она продолжает тему некоммуникабельности из его фильма "Интим".

    Если жюри уважит былые заслуги автора, то даст возможность 97-летнему Маноэлю Ди Оливейра снова ощутить полузабытый вкус победы.

    Если клюнет на самодовлеющую изысканность формы (напомню, что во главе жюри художник Данте Ферретти), то может обратить внимание на эстетское холодное мастерство Алексея Германа-младшего в "Гарпастуме".

    В фильме Парк Чан-вука "Сочувствие госпоже Месть" есть неплохо сыгранная женская роль - и хотя сам фильм повторяет зады того же Парк Чан-вука в "Олдбое" и "Сочувствии господину Месть", актриса Ли Янг-аэ вполне заслуживает Золотого льва.

    Если жюри умеет ценить классическую актерскую школу, то непременно отметит работу Збигнева Запасевича в фильме Кшиштофа Занусси "Персона нон грата".

    Есть еще хозяева поля, итальянцы. Они выдвинули в конкурс сразу четыре фильма, надеясь, что хоть один сработает. Женская драма Роберто Фаэнци "Дни одиночества" была на премьере ошикана. Абель Феррара показал религиозную картину "Мария" об актрисе, игравшей Марию Магдалину в кино и так вошедшей в роль, что, бросив съемки, она отправилась в Иерусалим. Кристина Коменчини, дочь великого Луиджи, сняла "Звериное сердце" ("Не говори") по собственному роману. И еще впереди картина Пупи Авати "Вторая ночь свадьбы" - сельская драма из послевоенных времен. Посмотрим - увидим, но времена, когда итальянское кино было первым в мире, пока явно не возвращаются.

    В рейтинге журнала "Ciak" по-прежнему впереди фильм Джорджа Клуни "Спокойной ночи и удачи!" На втором месте - картина португальца Маноэля Ди Оливейры "Волшебное зеркало", на третьем - влюбленные ковбои из "Горбатой горы" Аня Ли. Лидера, который всех объединил бы любовью и волнением, как это сделал два года назад фильм Андрея Звягинцева "Возвращение", теперь нет. Чуда не произошло, и наш конкурсный фильм ажиотажа не вызвал. На пресс-конференцию съемочной группы "Гарпастума" мало кто пришел, даже из наших. Критики ведущих итальянских газет, которые два года назад единодушно ставили "пятерки" фильму "Возвращение", на этот раз расщедрились на "двойки", иногда - "тройки".

    Однако на официальном показе картину приняли тепло, аплодисменты были продолжительными, а член жюри израильский режиссер Амос Гитаи даже подошел к Алексею Герману-мл., чтобы лично его поздравить. Газеты в утренних отзывах коротко пересказывают сюжет, характеризуя картину как "утонченную" и "элегантную".

    К западу от ада

    Программа "Горизонты" показала фильм "К востоку от рая". Полагаю, он может вызвать гнев многих моих соотечественников, склонных считать, что мы - страна, общество, нация, отечество - всегда правы. То, что это не так, они знают не хуже меня, но признаться не хотят. И думаю, здесь причины многих наших бед.

    Выросший в США поляк Лех Ковальский снял свою мать Марию, которая пережила кошмар советского трудового лагеря. Камера стоит и снимает говорящую женщину, а у меня мороз идет по коже - такие рассказы советское кино приводило в фильмах об ужасах гитлеровских концлагерей. В числе сотен польских женщин и детей Марию в товарняке привезли куда-то под Архангельск, и там они днем валили лес, а ночью их изматывали допросами в местной комендатуре НКВД.

    Через этот сторонний опыт мы можем яснее разглядеть, что это был за строй, в котором Россия жила без малого век. И понять, за что Россию так не любят во всех без исключения странах, которые составляли с ней так называемый братский союз.

    Этот фильм - просто монолог, говорящая голова. Но его стоило бы показать по нашему телевидению в порядке трудовой терапии: пусть мы наконец поймем, что не всегда правы. В прошлом, настоящем и, боюсь, в будущем.

    Секс - орудие пролетариата

    Франко-канадская лента Лорена Канте "К югу", представленная в конкурсе, начинается как соблазнительная туристская история трех далеко уже не молодых и весьма состоятельных дам, которые приехали отдыхать на Гаити. Дамы, как голодные, набрасываются на местного парня, который за вареную курицу дарит им те ощущения, о каких они в своем отрегулированном мире могли только грезить.

    Фильм пронизан чувственностью и тоской по чему-то настоящему и первозданному. По животному началу, которое городской человек утратил.

    Но это не секс-тур, настаивает режиссер. Его волнуют социальные контрасты. "Мы все по-своему нищие: кому-то не хватает денег, а кому-то - любви, - говорил он в интервью "Российской газете". - Секс иногда оказывается единственным, что способно преодолеть барьеры между баснословным богатством и безнадежной нищетой, между социальными и расовыми слоями общества".

    В фильме замечательно играют Карен Янг и по-прежнему ослепительная Шарлотта Рэмплинг. К разговору с режиссером фильма и его звездами мы еще вернемся.

    Валерий Кичин

    ВЕНЕЦИЯ

    Поделиться