08.09.2005 00:20
    Поделиться

    Художник Иван Лубенников: быть придворным художником неинтересно

    Художник Иван Лубенников, родившийся в Минске, оформлял станцию метро "Маяковская"

    Фото: "СОЮЗ"- Создать новый выход из метро "Маяковская" планировалось еще лет 12-15 назад, - рассказывает художник. Потом наступило перестроечное время, финансирование прекратилось, и все затихло до лета прошлого года. Лично для меня эта работа интересна потому, что я уже "отметился" в музее Маяковского, потому что это один из самых любимых поэтов. То, что я делал на станции, было посвящено именно Владимиру Маяковскому, его поэзии, той, которую раньше не изучали в школе. Я сделал так, что человек, поднимаясь по эскалатору, как бы въезжает в вещество неба. И, оказывается, в небе есть поэзия, стихи Маяковского.

    - Насколько вы были свободны, работая над мозаикой для станции?

    - Абсолютно. Если бы художественный совет категорически не одобрил мою идею и предложил мне ее изменить, я бы эту работу делать не стал.

    - Во времена СССР в роли заказчика художникам выступало государство. После перестройки инициатива перешла в частные руки. А какова ситуация сейчас?

    - Новый выход на станции "Маяковская" - госзаказ. Я уверен, что институт государственного заказа вновь займет свое достойное место. Государству нужна поддержка со стороны художников, нужна визуальная пропаганда, но не политики, а каких-то правильных идей. В СССР было одним из заблуждений, что нужно делать прополитические вещи. И то художники ухитрялись делать интересные, неординарные вещи. А уж теперь, когда нет идеологического давления, если возникнет госзаказ, он поможет Отечеству проявить себя достойно в области культуры...

    - А когда художникам жилось лучше - при советском строе или в нынешнем времени?

    - Есть разные мнения. Многие художники считают, что раньше было комфортнее жить: были условия для существования, был Художественный фонд, были закупочные комиссии, институт договоров, заключаемых с Союзом художников, министерством культуры... Художник всегда мог заработать. Я не отношусь к отряду "сожалеющих". Для меня всегда - одинаково. Я - профессиональный художник и, если есть голова и руки, проживу. Что касается той искомой свободы, о которой много говорят, то глубоко убежден, что она не существует. Есть понятие внутренней свободы, но и оно очень условно. Если есть любимое Отечество, любимая женщина, дети, то о свободе говорить более чем странно. А уж если есть талант, то это, по словам Тарковского, - просто клетка. То, что у нас называют свободой, - всего-навсего вседозволенность.

    - С распадом огромной страны исчезли те нити, которые связывали художников в бывших республиках?

    - Связь с республиками нарушилась. Это касается каких-то технических и политических сторон жизни. Но для художников политические границы особой роли не играют. Мне кажется, когда речь идет о профессиональной деятельности, политика не имеет значения. В конце концов все мы знаем цену друг другу.

    - Вы один из авторов проекта храма в честь Воскресения Христова, который строится по заказу Патриарха в подмосковном поселке Переделкино. Работать над созданием и украшением храма - ответственное дело?

    - Все зависит от человека: насколько он верующий, насколько чувствует себя ответственным перед Богом за свое дело. Мне и раньше приходилось работать для Церкви, выполнять небольшие мозаики. Но вот чтобы построить храм от начала до конца, чтобы все соответствовало моим представлениям - это впервые. Вообще, я считаю, если заниматься церковной тематикой, нужно думать, как это будет сегодня, а не слепо подражать прошедшим эпохам. Не люблю стилизаций и подделок...

    - Принято считать, что художники - люди не от мира сего, не интересующиеся общественными и политическими вопросами...

    - Ничего подобного: художник - от сего мира. Просто есть определенные уровни сознания. Есть творческая работа, и это гораздо серьезнее и интереснее, чем тусовка, которая происходит вокруг, где отделываются пустыми лозунгами и словами. Зачем вникать во все это? Гораздо продуктивнее заниматься своей деятельностью.

    - В своих живописных работах вы часто изображаете обнаженных женщин и вместе с тем выполняете работу для храма. Вас никто за это не осуждает?

    - Не думаю, что Господь создал Еву из ребра Адама уже в колготках. Какую создал, такую создал, чего ее менять. Я вправе выбирать, что мне делать. Батюшки смотрели, сказали: все нормально, красиво. Не ругали. Думаю, что о разврате в данном случает будет говорить человек развращенный...

    - Когда человек достигает в своем мастерстве определенного уровня, становится известным, он волей-неволей начинает общаться с "сильными мира сего"...

    - Придворные художники были, есть и будут. Это определенного сорта люди. Иногда среди них попадались хорошие мастера, но это зависело не от художников, а от просвещенности королей. Увы, короли сегодня не настолько просвещены... Вообще, быть придворным художником совсем неинтересно. Потому что самое интересное - жить своей творческой жизнью (о чем я уже говорил) и угождать прежде всего самому себе. Лично я бегу от общения с властями предержащими.

    - Несколько лет назад вы сетовали, что в основном ваши живописные работы продаются за границей. Сейчас что-нибудь изменилось?

    - Ничего не изменилось и не изменится в ближайшее время. Все зависит от общего образования. А деньги сейчас находятся в руках далеко не самой просвещенной части общества.

    - Современное искусство оставит о себе достойную страницу в истории культуры страны?

    - Трудно сказать, потому что и мы принадлежим к этому времени. Вообще, двадцатый век был такой неудобный для профессионального искусства, поскольку оно вышло из служения обществу, стало несколько самостоятельным. Новации в произведениях искусства, эпатаж стали цениться больше, чем стремление сделать эти произведения более совершенными. Если русский авангард XX века был протестом против социальных и художественных застоев, то сейчас протестовать вроде бы и незачем, все и так уже до абсурда смешно и "протестно", что в пору возвращаться к истокам, заново строить дом. К чему это приведет, сказать невозможно. Вообще, рубеж веков, на мой взгляд, проходит незаметно для истории художественной культуры...

    - Не обидно, что в современном мире имена художников, известных в больших городах, не всегда знакомы жителям глубинки? Это относится в равной мере и к России, и Беларуси.

    - Людям не до обсуждения процессов художественной жизни: они заняты выживанием. Вокруг много бедных людей, вот это обидно. А обижаться, что у них нет времени заниматься, скажем, моей персоной, - глупо. Хотя лично я не испытываю недостатка внимания к своему творчеству.

    Поделиться