31.08.2005 01:00
    Поделиться

    Воронеж: приватизация общежитий может разорить городскую казну

    Однако, как это не покажется странным на первый взгляд, благие намерения мэрии могут "аукнуться" усилением в городе социальной напряженности.

    Статус квадратного метра

    Сегодня в России сотни тысяч человек проживают в общежитиях, "квота" Воронежа здесь - 30 тысяч. Тридцать тысяч человек, зачастую живущих в экстремальных условиях - чего стоит один душ в подвале. В последнее время они активизировались: "бомбят" письмами разные ведомства, инстанции и устраивают пикеты. Пытаются таким образом заставить власть отдать им в собственность квадратные метры. Связана эта активизация с неотвратимым приближением времени "Ч" - 1 января 2007 года, когда закончится срок приватизации.

    Муниципалитет - нынешний собственник "общаг" - рад бы отдать людям заветные койко-места, но на поверку все оказывается не так-то просто. Согласно жилищному кодексу, общежития приватизировать нельзя - прежде их необходимо перевести в "полноценный" жилой фонд. И здесь властям пришлось столкнуться с множеством проблем правового, организационного и финансового свойства. Разрубить этот гордиев узел одним махом никак нельзя. В противном случае наспех приватизированные общежития могут обернуться настоящим дефолтом для городского бюджета, который сегодня и так переживает не лучшие времена.

    Как "РГ" уже сообщала ("От общего места - к частным метрам" от 28 июля с.г.), несколько месяцев назад городская межведомственная комиссия, куда вошли санитарные врачи, пожарные, работники БТИ, обследовала 88 муниципальных общежитий на предмет условий жизни и возможности изменения их статуса с последующей приватизацией. Специалисты пришли к выводу, что "на волю" можно отпустить только 33 общежития - так называемого блочно-секционного типа (одна кухня, один душ и санузел на несколько комнат), т.е. по планировке и организации быта они похожи на коммунальные квартиры. Остальные 55 общежитий - коридорного типа: они-то и останутся "за бортом" приватизации. Поскольку для того, чтобы присвоить такому общежитию статус жилого дома, необходимо, во-первых, ликвидировать перенаселенность, во-вторых, - провести реконструкцию здания, что стоит немалых денег: по некоторым подсчетам, больше миллиона рублей.

    Есть другой вариант: несмотря ни на что дать людям возможность приватизировать комнаты в общежитиях. Однако этот демарш чреват многомиллионными исками к городской администрации. Поскольку получается, что после того, как "общаги" из специального фонда будут переведены в обычный жилой, с формальной точки зрения у людей здесь живущих резко снижается качество жизни - хотя фактически условия проживания останутся теми же. Таким образом, после этой "реорганизации" общежития у людей появляется законное право подавать иски в суд и требовать цивилизованного жилья. Не приходится сомневаться, что иски будут массовыми: в рыночные времена мало кто откажется от возможности бесплатно получить в собственность целую квартиру. Для городского бюджета такой "народный порыв" может стать настоящей удавкой.

    Помимо финансово-правового, существует санитарный аспект проблемы: к примеру, человек, приватизировавший комнату в "коридорном" общежитии, заболел туберкулезом или подхватил гепатит - пользуясь в условиях перенаселенности общей кухней, он запросто может заразить всех окружающих.

    Этому дам - этому не дам

    Вот почему речь сегодня идет о приватизации комнат только в 33-х муниципальных общежитиях. И хотя с точки зрения юридической и здравого смысла это правильное решение, однако оно может способствовать усилению социальной напряженности в общежитиях, где бесплатная раздача комнат в частную собственность не планируется. Поскольку, с точки зрения обывателя, ситуация весьма проста и однозначно несправедлива: одним разрешают приобрести частные метры в собственность, другим - нет. Одним словом, эта "дискриминация" - веская причина для разрастания конфликта.

    Впрочем, справедливости ради надо сказать, что быть собственником бывшего общежития - палка о двух концах. Потому что сегодня спецфонд пусть худо-бедно, но поддерживается в порядке за бюджетный счет: ежегодно на эти цели выделяется около 50 миллионов рублей. В случае с полностью приватизированным общежитием все расходы (ремонт кровли, замена отопительной системы) лягут на плечи жильцов.

    Ситуация с ведомственными общежитиями (которые предприятия по тем или иным причинам не захотели передавать на баланс муниципалитета) еще более непонятная.

    В редакцию "РГ" обратился пенсионер Аркадий Идов, который более тридцати лет прослужил в органах МВД. За эту службу ему должны были дать жилье. Однако, когда пришло время стать новоселом, Идову сообщили, что во вновь построенном доме все квартиры розданы. Поэтому ему дают квартиру в общежитии ремонтно-строительного управления ГУВД. Общежитие только называется общежитием: это здание с отдельными изолированными квартирами, где имеются все удобства. Всякое благоустройство делалось на средства и силами самих жильцов. Одним словом, это обычный дом, 60 процентов жителей которого не имеют никакого отношения к тому предприятию, на чьем балансе оно находится. В феврале этого года Идов обратился в суд Советского района с иском против ГУВД, которое чинит ему препятствия в приватизации квартиры. Суд встал на сторону ответчика. Все бы ничего, если бы не одно "но". В декабре 2003 года другой судья того же суда занял прямо противоположную позицию. Таким образом, на сегодня в общежитии четыре квартиры уже приватизированы, а одна из них - даже продана.

    Кстати сказать, еще в 2000-м году Конституционный суд РФ, рассматривая непростой вопрос о статусе общежитий, дал судам нижестоящих инстанций следующие рекомендации: "Разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, суды не должны ограничиваться лишь формальным подходом, подтверждающим целевое назначение данного помещения, и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом случае такое распространение". Если перевести эту рекомендацию с юридического языка на общедоступный, то можно понять, что здание, на бумаге числящееся общежитием, не всегда является таковым на деле - и судьи должны принимать это во внимание.

    В доме, где проживает Идов, "атрибуты" общежития отсутствуют напрочь: жильцы имеют постоянную регистрацию, и слово "общежитие" в регистрационных документах не значится. Ремонт в квартирах жильцов никто никогда не делал, мебелью не обеспечивал, вахту на входе не выставлял и должность коменданта не вводил. В таком случае, о каком общежитии идет речь?

    Койко-место будущего

    Сегодня на получение койко-места в муниципальных общежитиях выстроилась очередь в три тысячи человек, 80 процентов из них - бюджетники: имея небольшую заработную плату и в отсутствии собственного жилья, они вынуждены мыкаться по углам. Потому что прописать и, тем более, заселить их в ближайшее время в общежития не представляется возможным. К тому же на это дело городская власть ввела мораторий: действительно, тут бы разобраться с уже живущими в "общагах", а потом думать о "новоселах".

    Нужны ли городу общежития в принципе? "Еще как нужны, - уверен директор муниципального предприятия "Воронежский жилищно-коммунальный комбинат" Юрий Остроухов. - В городе есть проблемы с теми же бюджетниками или мигрантами, которым требуется временное пристанище. Опять же, необходим маневренный фонд жилья, куда, согласно жилищному кодексу, можно было выселять людей, систематически не оплачивающих жилищно-коммунальные услуги. Есть проблема с бомжами: представьте, в тех же общежитиях они на общую кухню приносят голубей, ощипывают и разделывают их, тащат разные "полезные" вещи со свалки. Каково жить рядом с ними нормальным людям? Надо бы отселить бомжей в отдельное общежитие, которое можно назвать по-разному - социальной гостиницей или ночлежкой. Однако на все это нужны деньги, которых сегодня у муниципалитета нет. По-хорошему, чтобы решить проблему нынешних и будущих общежитий, неплохо было бы привлечь не только городские, но и областные и федеральные средства".

    Кстати

    Мэр Воронежа Борис Скрынников посетил одну из строительных площадок, где возводится жилой дом, 30 процентов квартир которого будет предоставлено по льготной (4,5 тысячи рублей за квадратный метр) цене обитателям городских общежитий. Аналогичные проекты планируется "запустить" на 19-ти площадках - правда, строительство пока начато только на двух.

    Поделиться